Танкостроение, как известно, развивалось вовсе не линейно. И время от время конструкторы боевых машин что-нибудь этакое чудное выдавали. Что вроде как поначалу грозным оказывалось, но по факту в реальном бою превращалось в полный пшик.
Итак, рассказываю о 6 различных типах танков, что совершенно не оправдали возложенные на них армией надежды.
Многобашенные танки
Итак, прежде всего этого многобашенные танки. В 1930-е годы считалось, что чем больше у танка башен - тем лучше. Мол, сможет и круговую оборону держать, и во все стороны стрелять.
На практике получилось, что управлять таким танком с огромным экипажем одному командиру крайне сложно. Сами же танки получались слишком громоздкими. И в реальном бою бесполезными. Классический тут пример - советские Т-28 и Т-35.
Танкетки
Они же - миниатюрные безбашенные танки. Эти легкие броневые машины, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, также были крайне популярны в 1930-е годы. Считалось, что танкетки смогут поддерживать на поле боя свою пехоту и помогать уничтожать вражескую.
На практике танкетка получилась крайне слабой и совершенно на поле боя лишней. В серьезном бою быстро уничтожалась противником при помощи танков, артиллерии или даже крупнокалиберного стрелкового оружия.
Потому танкетки перестали использоваться уже к концу второй мировой. А после их на поле боя заменили БТР и БМП, способные перевозить пехоту.
Танки с двумя пушками
Тоже такая идея существовала в танкостроении 1930-1940-х годов. Вылилась например, в так и не пошедшем в серию советском КВ-7.
Считалось, что танк с двумя пушками обладает большую огневой мощью. Но на практике стрелять сразу с двух орудий крайне неудобно. Да и ненужно - лучше пусть одна хорошая пушка палит у танка. Плюс, два орудия - немалая нагрузка на боевую машину.
Танки без башен
Одна из первых танковых компоновок, зародившаяся еще в 1916-1917 гг, собственно вместе с самими танками. Обладает рядом преимуществ - танк без башни проще изготовить, на него можно установить более мощное орудие.
Вместе с тем, танку без башни куда сложнее навести пушку, при обрыве гусеницы к обездвиженной боевой машине легко можно хоть спереди подойти противнику. А в городских боях, даже в малоэтажной застройке, такой танк - вообще бесполезный смертник.
Некоторое послевоенное время безбашенные танки производила Швеция. Ибо шведы считали, что их танк должен будет в лесу воевать, реки переплывать и малым экипажем обладать - тут танк без башни идеально подходит. Сегодня безбашенная компоновка танков ушла в прошлое и считается архаической.
Сверхтяжелые танки
Созданием сверхтяжелых "сухопутных броненосцев" грезили инженеры уже во вторую мировую войну. Причем, американские, английские, французские и немецкие.
Классический примерно подобного сверхтяжелого танка - гитлеровский "Маус" (мышонок). Правда, быстро выяснилось, что такая огромная махина весьма дорога и сложна в производстве, двигается и ремонтируется крайне медленно. Попутно является идеальной мишенью для противника на поле боя.
Танки с атомным двигателем
Такие вундервафли уже в 1950-е годы пытались поставить в производство американцы. Самый яркий пример - Chrysler TV-8.
Янки справедливо полагали, что танк с атомным двигателем обладает невероятной автономностью в плане хода. К примеру, может входить в прорывы в тыл врага на сотни километров без дозаправки.
Но все же потом учли сложность конструкции, опасность для экипажа и окружающей среды при уничтожении такого ядерного трактора противником... И решили отложить смелую идею в долгий ящик.
Всем спасибо, всем добра, дорогие друзья!