"Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной".
Самуил Яковлевич Маршак*.
Что такое СЛОВО в русском языке
Задание 1. Рассмотрите картинку. Что на ней изображено?
-совершенно верно. На картинке изображена роза.
-Теперь закройте глаза и произнесите слово РОЗА. Что отображается у вас в памяти?
— Этот цветок. И возможно, что вы видите вашим внутренним зрением другие розы, которые вы когда-нибудь видели.
— А теперь ответьте, картинка с изображением розы и слово Роза – это одно и то же?
-Конечно, нет. Розу на картинке можно рассматривать, картинку можно убрать. Если мы станем говорить о живом цветке, то его можно понюхать, поставить в вазу, подарить… а можно ли со словом сделать то же самое?
-Конечно, нет. Слово можно услышать, произнести, прочитать, написать. Его нельзя положить, поставить, понюхать, как настоящий цветок, достать и посмотреть розу на картинке.
— значит, предмет и слово, его обозначающее – это не одно и то же.
Слово РОЗА – это образ цветка (предмета), запечатлённый в нашей памяти.
— А когда вы слышите слово бежать, то какой образ вам видится внутри вас?
Значит, СЛОВО – это обозначение ОБРАЗА чего-либо, запечатлённого в нашей памяти.
Слова могут обозначать и предметы, и их признаки, и действия и другое.
— Что такое ОБРАЗ?
Образ – это наглядное представление о чём-либо или о ком-либо, возникающее в наших мыслях, в нашей памяти.
Есть ещё одно слово, способное пояснить понятие СЛОВО – представление.
Мы часто говорим друг другу: «Представь себе…»
— Что такое Представление?
Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти.
Часто представление – это процесс осмысления образа, мысленный рассказ о нём.
Для того, чтобы думать, представлять себе что-то в своём сознании, мы используем МЫСЛИ. Мы размышляем о чём-либо.
— Что такое МЫСЛЬ?
Мысль – это внутренне высказанное представление о чём-либо, созданное нами или кем-то другим, которое мы высказываем вслух словами.
Слова используются, чтобы высказать мысль вслух.
-Если Мысль – это внутренне высказанное представление о чём-либо, то что же такое СЛОВО?
- Дайте своё определение, что такое СЛОВО.
Задание 2. Сверьте свой ответ с научными определениями.
Слово - это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний,признаков, связей, отношений, оценок ( определение из Словаря С. И. Ожегова).
Слово - это сочетание звуков, выражающее определённое понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию. Функция (дело, обязанность) слова – это название предметов, явлений, их признаков, действий, состояний и т.п.. ( определение из учебников русского языка).
Слово – это звуками высказанное название или обозначение чего-то, существующего в мире, это словесный (устный) или буквенный (письменный) образ чего-то ( определение автора ШРЯиС).
ВЫ можете использовать одно из этих определений.
Слова отражают и закрепляют в нашем сознании, в нашей памяти всё существующее в мире.
Когда мы говорим, то мы представляем в уме тот или иной предмет, действие или ещё что-либо.
С помощью слов мы озвучиваем свои мысли.
Слово неразрывно связано с мыслью.
В словах получает полное отражение работа человеческой мысли.
Задание 3. Прочитайте информацию о Лексике и основных смысловых группах слов.
Словарный состав (все слова) русского языка изучает раздел науки о языке – Лексика.
Слово ЛЕКСИКА пришло в русский язык из греческого языка: «лексис» – слово.
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
Русский язык – очень образный, многоплановый язык. Учёные для удобства изучения русского языка разделили все слова на смысловые группы.
Основные смысловые группы слов
Смысловые группы слов ещё называют лексико-семантическими группами слов.
Богатство русского языка выражается в том, что смысловых групп в русском языке много: кроме указанных, это ещё и паронимы, диалектизмы, историзмы, архаизмы, фразеологизмы, неологизмы, профессионализмы, жаргонизмы, заимствованные и др.
Например, паро́нимы — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например: адресат — адресант, опасный – опасливый, скрытый — скрытный.
Слова лексико-семантических групп широко используются носителями языка как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющие представить описываемые явления более ярко и наглядно.
Практическое освоение темы.
Задание 4. Пройдите тест. Найдите правильные ответы.
Тест
1. К какой лексико-семантической группе относятся слова Грецкий - греческий?
1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы
2. К какой лексико-семантической группе относятся слова Контуры - очертания?
1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы
3.В каком предложении слово ДОМ употреблён в значении СЕМЬЯ?
1).Мы знакомы домами.
2)В одном переулке стояли дома.
3)Родина - наш общий дом.
4)Летом мы были в доме отдыха.
4. В каком ряду представлены синонимы?
1)жизненный - житейский.
2)Высокомерие - надменность.
3)Высокий - низкий.
4)Комнату заставили мебелью - меня заставили учиться.
5. В каком ряду не все слова являются синонимами?
а)чахнуть, угасать, таять;
б)одобрять, хвалить, хвастаться;
в)хитрить, лукавить, лицемерить;
г)устать, измучиться, изнемочь.
Проверьте правильность ответов.
Правильные ответы
1) 2; 2) 4; 3)1; 4)2; 5)б.
*Самуил Яковлевич Маршак. 1887 – 1964.Русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий. Фраза из текста Мысли о словах. — Впервые в журнале «Новый мир», 1958, № 9, сентябрь (в цикле «Заметки о мастерстве»).
Русская словесность
Стихи о слове и русской словесности
СЛОВО
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Добры они бывают и жестоки,
Таят пороки помыслов людских.
Негромко изрекают их пророки,
А торгаши выкрикивают их.
Со сцены королевский пересмешник
Еще словами потрясает всех.
Их горько шепчет кающийся грешник
И сладко шепчет, кто впадает в грех.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
И прежний смысл вдруг обернется новым:
То - «Лист опал», то - «Глянь, какой
опал.
И тот велик, кто на веку лишь словом
Брал крепости и царства покорял.
Читая стихи
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
"Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск."
Подведём итоги занятия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Какие стихи понравились тебе более всего?
Домашнее задание.
1. Подготовь сообщение на тему: "Слово. Смысловые группы слов."
До встречи на следующем занятии.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.