Найти в Дзене

9. Тема 6. Слово — основная единица языка и строительный материал речи. Смысловые группы слов.

Оглавление

"Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной".

Самуил Яковлевич Маршак*.

Что такое СЛОВО в русском языке

Задание 1. Рассмотрите картинку. Что на ней изображено?

-совершенно верно. На картинке изображена роза.

-Теперь закройте глаза и произнесите слово РОЗА. Что отображается у вас в памяти?

— Этот цветок. И возможно, что вы видите вашим внутренним зрением другие розы, которые вы когда-нибудь видели.

— А теперь ответьте, картинка с изображением розы и слово Роза – это одно и то же?

-Конечно, нет. Розу на картинке можно рассматривать, картинку можно убрать. Если мы станем говорить о живом цветке, то его можно понюхать, поставить в вазу, подарить… а можно ли со словом сделать то же самое?

-Конечно, нет. Слово можно услышать, произнести, прочитать, написать. Его нельзя положить, поставить, понюхать, как настоящий цветок, достать и посмотреть розу на картинке.

— значит, предмет и слово, его обозначающее – это не одно и то же.

Слово РОЗА – это образ цветка (предмета), запечатлённый в нашей памяти.

— А когда вы слышите слово бежать, то какой образ вам видится внутри вас?

Значит, СЛОВО – это обозначение ОБРАЗА чего-либо, запечатлённого в нашей памяти.

Слова могут обозначать и предметы, и их признаки, и действия и другое.

— Что такое ОБРАЗ?

Образ – это наглядное представление о чём-либо или о ком-либо, возникающее в наших мыслях, в нашей памяти.

Есть ещё одно слово, способное пояснить понятие СЛОВОпредставление.

Мы часто говорим друг другу: «Представь себе…»

— Что такое Представление?

Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти.

Часто представление – это процесс осмысления образа, мысленный рассказ о нём.

Для того, чтобы думать, представлять себе что-то в своём сознании, мы используем МЫСЛИ. Мы размышляем о чём-либо.

Что такое МЫСЛЬ?

Мысль – это внутренне высказанное представление о чём-либо, созданное нами или кем-то другим, которое мы высказываем вслух словами.

Слова используются, чтобы высказать мысль вслух.

-Если Мысль – это внутренне высказанное представление о чём-либо, то что же такое СЛОВО?

- Дайте своё определение, что такое СЛОВО.

Задание 2. Сверьте свой ответ с научными определениями.

Слово - это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний,признаков, связей, отношений, оценок ( определение из Словаря С. И. Ожегова).

Слово - это сочетание звуков, выражающее определённое понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию. Функция (дело, обязанность) слова – это название предметов, явлений, их признаков, действий, состояний и т.п.. ( определение из учебников русского языка).

Слово – это звуками высказанное название или обозначение чего-то, существующего в мире, это словесный (устный) или буквенный (письменный) образ чего-то ( определение автора ШРЯиС).

ВЫ можете использовать одно из этих определений.

Слова отражают и закрепляют в нашем сознании, в нашей памяти всё существующее в мире.

Когда мы говорим, то мы представляем в уме тот или иной предмет, действие или ещё что-либо.

С помощью слов мы озвучиваем свои мысли.

Слово неразрывно связано с мыслью.

В словах получает полное отражение работа человеческой мысли.

-2

Задание 3. Прочитайте информацию о Лексике и основных смысловых группах слов.

Словарный состав (все слова) русского языка изучает раздел науки о языке – Лексика.

Слово ЛЕКСИКА пришло в русский язык из греческого языка: «лексис» – слово.

Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

Русский язык – очень образный, многоплановый язык. Учёные для удобства изучения русского языка разделили все слова на смысловые группы.

Основные смысловые группы слов

-3

Смысловые группы слов ещё называют лексико-семантическими группами слов.

Богатство русского языка выражается в том, что смысловых групп в русском языке много: кроме указанных, это ещё и паронимы, диалектизмы, историзмы, архаизмы, фразеологизмы, неологизмы, профессионализмы, жаргонизмы, заимствованные и др.

Например, паро́нимыэто слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Также возможно ошибочное употребление одного из них вместо другого. Например: адресат — адресант, опасный – опасливый, скрытый — скрытный.

Слова лексико-семантических групп широко используются носителями языка как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющие представить описываемые явления более ярко и наглядно.

-4

Практическое освоение темы.

Задание 4. Пройдите тест. Найдите правильные ответы.

Тест

1. К какой лексико-семантической группе относятся слова Грецкий - греческий?

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. К какой лексико-семантической группе относятся слова Контуры - очертания?

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

3.В каком предложении слово ДОМ употреблён в значении СЕМЬЯ?

1).Мы знакомы домами.

2)В одном переулке стояли дома.

3)Родина - наш общий дом.

4)Летом мы были в доме отдыха.

4. В каком ряду представлены синонимы?

1)жизненный - житейский.

2)Высокомерие - надменность.

3)Высокий - низкий.

4)Комнату заставили мебелью - меня заставили учиться.

5. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а)чахнуть, угасать, таять;

б)одобрять, хвалить, хвастаться;

в)хитрить, лукавить, лицемерить;

г)устать, измучиться, изнемочь.

Проверьте правильность ответов.

Правильные ответы

1) 2; 2) 4; 3)1; 4)2; 5)б.

*Самуил Яковлевич Маршак. 1887 – 1964.Русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий. Фраза из текста Мысли о словах. — Впервые в журнале «Новый мир», 1958, № 9, сентябрь (в цикле «Заметки о мастерстве»).

-5

Русская словесность

Стихи о слове и русской словесности

Яков Абрамович Козловский.
Яков Абрамович Козловский.

СЛОВО

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.

Добры они бывают и жестоки,
Таят пороки помыслов людских.
Негромко изрекают их пророки,
А торгаши выкрикивают их.

Со сцены королевский пересмешник
Еще словами потрясает всех.
Их горько шепчет кающийся грешник
И сладко шепчет, кто впадает в грех.

Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

И прежний смысл вдруг обернется новым:
То - «Лист опал», то - «Глянь, какой
опал.
И тот велик, кто на веку лишь словом
Брал крепости и царства покорял.

-7

Николай Алексеевич Заболоцкий.
Николай Алексеевич Заболоцкий.

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

-9
Владимир Алексеевич Солоухин.
Владимир Алексеевич Солоухин.

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

-11

Константин Георгиевич Паустовский.
Константин Георгиевич Паустовский.

"Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск."

Подведём итоги занятия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Какие стихи понравились тебе более всего?

Домашнее задание.

1. Подготовь сообщение на тему: "Слово. Смысловые группы слов."

До встречи на следующем занятии.

-13

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.