Найти тему
Блог для родителей Lucky Child

Педагог мнемотехники Анна Бондаренко: «Учу детей управлять своей памятью»

Оглавление

Обычная женщина, мама двух сыновей Анна Бондаренко стала известным тренером по мнемотехнике, популяризатором в сфере когнитивных способностей мозга и обладателем международного рекорда по запоминанию. Читайте интервью нашего корреспондента с Анной.

После выступления на телешоу «Вундеркинды» юного мнемотехника из Пятигорска Афанасия Бондаренко нам удалось познакомиться с его мамой – преподавателем этой системы запоминания и тренером по развитию памяти Анной. Как выяснилось, старший сын – далеко не единственный ученик этого педагога, сумевший покорить зрителей известного телепроекта. Об этом и кое-чём другом корреспондент Lucky Child пообщался с Анной Бондаренко.

Как волшебной палочкой

Анна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как и когда пришли к занятиям мнемотехникой? У кого учились сами? С какого времени преподаёте?

– Я просветитель и популяризатор в сфере когнитивных способностей мозга и культуры работы с информацией (в части восприятия и запоминания информации), преподаватель и тренер по развитию памяти, обладатель международного рекорда по запоминанию. Учу взрослых и детей управлять своей памятью, как волшебной палочкой. Проще говоря, объясняю, как устроен наш мозг, законы, по которым работает наша память, и основные принципы запоминания разных видов информации. Совершенно обычный человек, мама двух сыновей. Жила обычной жизнью среднестатистического человека: дом –работа – дом – выходные – редкий отпуск. С появлением детей и их взрослением стала искать различные методики общего развития и уникальных полезных навыков.

Креативила, изучала сама и преподавала ментальную арифметику, а потом дело случая: узнала от знакомого о таком направлении, как мнемотехника, получила возможность отправиться учиться у профессионала, постигать знания и самую суть от человека, который «сделал себя сам». В 2019 году в Москву с единственным тренингом прилетал девятикратный чемпион мира по памяти Доминик О’Брайен (Великобритания), рекордсмен Гиннесса по запоминанию. Именно он стал моей точкой опоры в этом направлении, вдохновил и влюбил в мнемотехнику. Учитель с большой буквы. По возвращению стала формировать методические материалы, организовала обучение нескольких возрастных фокус-групп, чтобы на практике убедиться, что подготовленный материал и подача комфортны для восприятия и тренировок. Параллельно тренировалась сама, участвовала в различных турнирах по спортивному запоминанию, занимала призовые места. Так как в педагогике уже более 10 лет, передавать свои знания на собственном примере было не так сложно.

-2

В системе мнемотехники существуют какие-то признанные методики, учебники, теоретические разработки? Или всё передаётся от учителя к ученику?

– Во всемирной сети Интернет, на книжных полках можно найти много источников по объяснению основных правил и технических приемов мнемотехники с отработкой на несложных примерах. Но, как показывает практика, прочитать книгу или статью – это одно, а начать применять и внедрить в свою повседневную жизнь – совсем другое. Вопрос самодисциплины. Часто нам просто необходим тренер, которому можно задать необходимые вопросы, который сможет аккуратно заставить потрудиться и который всегда сможет помочь найти алгоритм адаптирования техники под образовательный процесс. Конечно, слаживание мнемотехнических процессов лучше происходит под наблюдением своего наставника.

Покорение ТВ и попутный рекорд

Насколько я знаю, Вы сами и многие Ваши воспитанники участвовали в различных телешоу, устанавливали вместе с Вами международный рекорд. Можете остановиться на этом поподробнее?

– Да. Так получилось, что мы получили великолепную путёвку на участие в различных ТВ-проектах, демонстрируя свои способности. После опыта со своим первым турниром по запоминанию и призового места там я получила приглашение попробовать свои силы в пятом сезоне шоу «Удивительные люди» (канал «Россия-1»). Прошла кастинг, готовилась, приобрела первый опыт в съёмках шоу на федеральном канале. Потом было приглашение на кастинг шоу нового формата «Я почти знаменит» на «Первом канале». Как тренер, всегда стараюсь заявлять на кастинг не только себя, но и своих учеников. А вдруг!? На кастинг «Я почти знаменит» было заявлено четыре человека: я и трое моих учеников. Каждого тестировали отдельно (кто-то демонстрировал запоминание рандомного расположения химических элементов, кто-то показывал запоминание флагов стран мира, кто-то запоминание случайной шахматной партии). Удивительно, но мы все вчетвером получили положительный ответ. Трое из нас участвовали в групповом номере, Камилла Алиева – отдельно.

-3

Смотреть весь каталог

Наше групповое выступление с Катей Масленниковой и Владом Кукиевым было первым в российской практике. Потому что есть понимание того, что мнемотехники, по сути, одиночки, у каждого своя скорость запоминания, и всегда сложно выйти в процессе подготовки на тот уровень, когда вся команда действует в одном темпе, в одном объёме. Наш номер был зрелищным: запоминание 100 флагов стран мира, которые в случайном порядке демонстрировались на экране за одну минуту. Задача была не просто запомнить, но и восстановить правильную последовательность флагов на стенде. Мы справились. Вышли в финал. О том, что командой шоу было задумано пригласить на съёмку представителя международного агентства регистрации рекордов для фиксирования результатов, мы узнали в день съёмок. Поэтому со съёмок вернулись не просто участниками шоу, но и обладателями международного рекорда по запоминанию информации. После этого стали поступать предложения из других проектов: «Лучше всех!», «Вундеркинды», «Куб». Принимаем участие в кастингах, готовимся, выступаем.

От 5 до 80

С какого возраста берётесь обучать детей? И сколько лет было самому старшему Вашему воспитаннику?

– Всегда рекомендую погружаться в мнемотехнику с 9-летнего возраста. К этому времени у детей формируется уже неплохой словарный запас, и есть определённый жизненный опыт, а также присутствует осознанность того процесса, которым они занимаются, и ценность знаний. Детям более младшего возраста немного сложнее даются некоторые технические процессы. С 5-6-летнего возраста постепенно привожу их в мнемотехнику через формирование критического и пространственного мышления, формирование и сохранение детской фантазии и смелого воображения.

Что касается взрослых, то наиболее возрастной ученицей у меня была 67-летняя певица из Краснодарского края. В этом году мы стали экспериментально сотрудничать с Московским центром долголетия по запуску онлайн-курсов по развитию памяти. Там возрастной диапазон – от 55 лет. Знаю, что на мои мастер-классы приходили слушатели и 80-летнего возраста.

Правда ли, что едва ли не абсолютно любому ребёнку можно «прокачать» мозги и память, на Ваш взгляд?

– Абсолютно любому ребёнку, но… только тому, который сам заинтересован в обучении новому и полезному. Это является одним из самых главных вопросов, которые я задаю родителям: «Ребенок САМ решил обучаться у меня или вы НАСТОЯЛИ на этом?» Часто бывает, что ребёнок, которого осознанные родители заставляют учиться, изначально блокирует в своём сознании желание воспринимать новую информацию, соответственно, продуктивность от такого обучения снижается. Моя задача зацепить его интересной подачей, увлечь и изменить мнение. Не всегда это получается на 100%, о чём в таких случаях заранее предупреждаю родителей.

Можете вспомнить самый запущенный случай в своей практике и чего в итоге удалось добиться с этим учеником?

– Понятия «запущенный случай» для меня не существует. Всегда становлюсь на защиту детей и стараюсь помочь им со сложностями. Дети все уникальны, обладают одинаковым потенциалом. К сожалению, чаще «запущенность» когнитивных процессов прямо связана с нашими взрослыми неосторожными высказываниями или действиями. Кто-то что-то неосторожно или сознательно сказал ребёнку: «Ты глупый», «У тебя всё равно ничего не получается», «Ты никогда не сможешь» и так далее. И это более мягкие формы. Какая-то фраза очень сильно цепляется ребёнком, оседает у него в подсознании, и ребёнок блокируется. А заблокированное подсознание не помогает ребёнку учиться. Зачем? Если всё равно не похвалят и не оценят.

В связи с этим, мне чаще всего приходится именно выводить ребёнка из этого состояния, маленькими шагами прививая уверенность в себе и своих силах. Использовать метод «зелёной ручки» в своих занятиях и концентрировать внимание на маленьких достижениях (больше правильных ответов, сокращении времени на запоминание на 1 секунду, лучшее описание предмета, чем вчера и т.д.), переключая внимание на положительную динамику. Соответственно, оценка результата тоже может быть разной: выучил таблицу Менделеева за 3 часа или запомнил словарь из 400 английских слов за 4 часа – это очень круто, но иногда больше радуюсь за ребёнка, когда за четыре года учёбы в школе он впервые нашёл смелость выйти и рассказать стих без запинки или написать словарный диктант по русскому языку на пять с минусом вместо твёрдой тройки.

Образное общение

Много ли случалось в процессе обучения курьёзных и забавных ситуаций? Могли бы вспомнить какие-то из них?

– Такие забавные ситуации всегда возникают, когда мы начинаем разговаривать конкретными образами, в основе которых лежит закодированная энциклопедическая информация. Со стороны непосвящённым сложно понять, о какой абракадабре мы говорим. Всегда смешна их реакция – с округленными глазами. (Улыбается.) Например, когда вслух произносят мой номер телефона, но не цифрами (которые мозг не особо любит запоминать), а именно образами: на диване сидит Анна, которая слышит в ванной комнате громкий шум, заглядывает туда и видит, как дикобраз прячет её кошелек с деньгами в старые кеды. Здесь зашифрован номер телефона. Представьте свою реакцию, которая может возникнуть после такого текста? (Улыбается.)

Не случается ли такого, чтобы дети-мнемотехники потом теряли интерес к обучению в общеобразовательной школе?

– Образовательная школа – это не только уроки и домашнее задание, это ещё общение в детском коллективе, командные проекты и путешествия. Мнемотехника позволяет ускорить процессы восприятия информации во время объяснения темы и выполнения домашнего задания, позволяет научиться креативно мыслить. Соответственно, сокращая время на само обучение. Друзья и одноклассники, а также общее общение никак не могут пострадать от одноклассника-мнемотехника.

Имеются ли какие-либо противопоказания к обучению мнемотехнике?

– Нет, таких противопоказаний не выявлено. Есть только общие рекомендации. Мозг нужно тренировать так же, как и мышцы. Без регулярных занятий человеку не удастся достичь высоких результатов в запоминании, логическом мышлении и скорости реакций. Для этого нужно регулярно нагружать его небольшими упражнениями.

-7

Реально ли, скажем, обучение онлайн? Или необходим более тесный контакт с обучаемым?

– В настоящее время обучение в формате онлайн иногда даже более удобно, чем при личной встрече. Не нужно тратить время на дорогу и подключиться к занятию можно в комфортной домашней обстановке, обучаться у педагога или тренера, который находится в другом регионе нашей страны. Именно с этой целью и была создана моя онлайн-школа «ФисКультУма». Но при этом не всегда получается передать обучаемым свою энергию и динамику, как при личном контакте. В нашем регионе всегда стараюсь находить возможность встречаться со своими учениками на открытых площадках (даже на полянке горы Машук) и передавать им знания в другом эмоциональном формате.

Александр Стрельников

Занимались ваши дети мнемотехникой? Полезное дело?

Подписывайтесь на наши соцсети: