В 2018 году бизнес-аналитик Георгий Высоцкий создал сервис «Нетмонет». Этот ресурс предназначен для того, чтобы оставлять чаевые можно было не наличными, а по QR-коду. За 4 года к системе Георгия подключилось около 14 тыс. заведений и в месяц при помощи сервиса клиенты оставляют более 500 млн рублей. Рассказываю, как возник бизнес, чего удалось достичь создателям.
Как появилась идея чаевых по QR-коду
Георгий вырос в Воронеже, там же успел поработать официантом после окончания школы. Затем поступил в МГУ на физфак. Параллельно с обучением начал проходить стажировку в качестве аналитика в компании по консалтингу. Вскоре получил повышение и стал бизнес-аналитиком.
Тогда же молодой человек обратил внимание на проблему: все больше людей пользуются безналичной оплатой, поэтому официанты практически не получают чаевых. Тогда Высоцкий решил перенести их на QR-код, который был бы прямо на чеке.
Для запуска стартапа понадобилось почти 2 млн рублей. Их Георгий взял из личных накоплений. Эта сумма ушла на оплату труда разработчиков. За полгода они подготовили систему:
● сервис для гостей, через который происходит оплата;
● специальное приложение для официантов;
● личный кабинет для управляющих и администраторов;
● внутреннюю систему для самих сотрудников «Нетмонет».
Какие проблемы возникли в начале
После разработки команда занялась внедрением. И столкнулась с проблемами:
- В России слабо развита система чаевых. Во-первых, люди не понимают, для чего они нужны. Во-вторых, возникает вопрос: сколько оставлять.
- Рестораны, кафе и прочие заведения скептично относились к новшеству, и многие отказывали Высоцкому. К тому же связей в этом бизнесе у него не было.
- Сначала QR-коды печатали на специальных карточках, а не на чеках.
В итоге на поиск первых клиентов ушла пара месяцев.
Но постепенно все больше заведений подключалось к «Нетмонет». И к 2019 году с сервисом сотрудничало более 300 кафе, ресторанов и не только. Соответственно, рос и оборот средств: на начало 2019 года через систему проходило около 500 тыс. чаевых, в конце – уже более 3,5 млн. Прибыль владельцы проекта должны были получать за счет комиссии, которую платили официанты за вывод средств.
Однако все заработанные деньги уходили на транзакции. Ведь были комиссии за списание у посетителя и за перевод официантам.
Проблема решилась, когда в 2021 году Альфа-банк приобрел сервис и обнулил комиссионные сборы. И это позволило увеличить клиентскую базу до 14 тыс. заведений, а ежемесячный оборот до 500 млн рублей. Причем «Нетмонет» обслуживает не только точки общественного питания, но и парикмахерские, барбершопы, службы доставки.
Как команда пережила кризис
Еще одно испытание ждало после февраля 2022 года. Люди стали реже посещать кафе и рестораны, в России частично отключили возможность оплаты через телефон. В итоге – оборот чаевых упал в 4 раза.
К тому же взлетела цена на чековую ленту. И в целях экономии многие заведения стали убирать QR-код. Команда стала думать, как выйти из положения. Было решено внедрять альтернативные способы оплаты. А также при подключении сервиса в подарок заведению предлагалось более 60 метров чековой ленты.
Эти меры адаптации к условиям помогли восстановить 70% от прежнего оборота. И впереди у команды большие планы по развитию, которые пока не разглашают. К тому же они активно пропагандируют культуры чаевых и не только в заведениях питаниях, но и в парикмахерских, доставках.
И это лишь один из примеров успешного и уникального бизнеса. Больше историй можно найти на моем канале. Подписывайтесь.
Читайте еще: