Электровелосипедом сегодня никого не удивишь. Это явление стало частью современной жизни: представьте только, 5-6 лет назад еще мало кто слышал об электровелосипедах, особенно, в регионах. Да и мало кто видел, если не брать в расчет отдельные категории или группы любителей. Однако очень быстро любительская ниша стала затягивать все больше и больше желающих приобщиться к новому нестандартному явлению велоиндустрии. И сегодня мы можем наблюдать резкий скачок популярности и большое обилие предложений от производителей. Конструктивные же особенности электровелосипедов и их технические возможности год от года претерпевают изменения, становятся все более совершенными. И никого уже не удивляют высокотехнологичные электробайки с кучей наворотов и очень мощными движками. Ну а некоторые футуристические индивиды разве что можно в музей выставлять, а никак не кататься.
С чего все начиналось? Когда и кем был придуман велосипед?
А началась история электровелосипеда более 100 лет назад, хотя в это и сложно поверить. Ведь электровелосипед – настолько современное явление, и трудно представить, что изобретателям и ученым, жившим более века назад, уже закрадывались мысли о создании чего-либо подобного. Но обо всем по порядку, сначала нужно вспомнить, когда вообще был придуман и создан первый велосипед, ведь, чтобы оснастить конструкцию электромотором, сначала нужно было создать основу.
Официальным годом рождения велосипеда считается 1817 год. В этом году немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал и по прошествии года запатентовал первый двух колесный самокат, названный им «laufmaschine» или «машиной для бега». Самокат изготавливался из дерева, имел два колеса, сиденье и руль. Со временем в народе его стали называть «дрезина» (в честь создателя), и это название укоренилось. Он очень напоминал современный велосипед, но только без педалей. Но более правильно называть его, все же, самокатом, поскольку управление этим средством передвижения осуществлялось посредством ног человека.
Интересно, что создание первого велосипеда-«дрезины» было обусловлено печальным, если не трагическим, историческим фактом. В 1815 году на острове Сумбава произошло крупнейшее в истории человечества извержение вулкана Тамбора, что впоследствии вызвало долгую «вулканическую зиму». 1816 год был ознаменован рекордно низкими температурами, что привело к гибели урожая и другим страшным для населения планеты последствиям. Да, это извержение было настолько сильным и мощным, что не только индонезийцы, но и буквально всё человечество было затронуто последствиями страшной трагедии. Из-за долго продолжительной морозной зимы посевы замерзли, а домашний скот был практически истреблен. В Европе практически не осталось лошадей. Мотивы жуткой катастрофы послужили толчком к изобретению индивидуального средства передвижения, которое бы их заменило. Так и появился первый велосипед, который впоследствии стал прародителем будущих более совершенных его концептов.
Изобретение Карла фон Дреза получило широкую мировую известность, и вдохновило ученых Европы.
Примерно в 1839—1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан, проживающий в деревушке Кейр Милл, усовершенствовал «дрезину», добавив ей педальный привод и седло. На создание педалей Киркпатрика подтолкнула его мечта юности: с детства мальчик очень хотел, чтоб его палка-лошадка, на которой он ездил, управлялась самостоятельно, а не ногами. Повзрослев, юноша осуществил свое намерение, прикрепив к своему деревянному коню пару колес, а к переднему дощечки-педали. С помощью педалей приводилось в движение заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями с помощью шатунов. Передним колесом можно было управлять посредством руля, поворачивая его вправо и влево. А человек при этом сидел посередине – между передним и задним колесами. По сути, это и был прототип первого современного велосипеда. Но, к большому сожалению, простой кузнец не стал запатентовывать свое изобретение.
В 1853 году французом Пьером Мишо был запатентован первый педальный привод с возвратно-поступательным движением. А в 1868 году английский механик Эдуард Альфред Каупер изобрел колесо с металлическими спицами взамен тяжеленных цельнометаллических колес и колес с деревянными спицами, которые очень часто ломались. Конструкция велосипедного колеса Каупера до сих пор применяется на современных велосипедах практически без изменений.
В 1884 году шотландский ветеринар Джон Бойд Данпол произвел очередной рывок, придумав полые пневматические велосипедные шины из каучука Сначала он прикрепил к колесам шланг для полива, наполненный водой. Но это отрицательно повлияло на скорость передвижения, сделав колеса намного более тяжелыми. Тогда он откачал воду, а шланг заполнил воздухом, придумав дополнительно специальный клапан, чтобы воздух не выходил наружу. Благодаря новым шинам, велосипед стал намного более мягким при езде, а ведь раньше носил обидное прозвище «костотряс».
Самые первые велосипеды – практически копии современных моделей – был представлены миру и в 1884 году англичанином Джоном Кемпом Старли. Они назывались Rover («Скиталец») и выпускались с 1885 года. У этих велосипедов были колеса одного размера и имелась цепная передача на заднее колесо, что очень изумляло и восхищало мировую общественность.
1890-е годы – золотые годы велосипедной индустрии. Велосипед становится уже не редким, а очень популярным явлением. Теперь это полноценное средство передвижения и индивидуальной мобильности.
В дальнейшем велосипед совершенствовался все больше, на смену трудоемким по уходу и эксплуатации велосипедам из ржавеющей стали стало приходить множество модифицированных вариантов велосипедов: складные, алюминиевые, с колесами разного размера, тандемы (велосипеды для двоих и более человек, лигерады (велосипеды, которыми можно управлять в положении лежа).
С развитием автоиндустрии популярность велосипеда стала снижаться, однако всегда были и будут те, кто радеет за здоровый образ жизни и безопасность окружающей среды. Но и технологии не стоят на месте, сегодня мы можем ездить не только быстро, с минимумом физических затрат, но безопасно для экологии.
Электровелосипед был изобретен намного раньше, чем мы думаем
Оказывается, электровелосипед был задуман и впоследствии разработан намного раньше, чем мы могли бы представить. Изобретением первого прототипа современного электрического велосипеда ученые энтузиасты занимались практически параллельно с обычным велосипедом. Прошло некоторое время с тех пор, когда мир узнал о «машине для бега» Карла фон Дреза, конструкция велосипеда претерпела немало изменений, и вот уже ученые-энтузиасты задумываются о том, как усовершенствовать и модернизировать «железного коня» еще больше. Чтобы вообще не нужно было прикладывать мускульных усилий в процессе езды. Эстафету принял американский ученый Сильвестр Роупер, явив миру велосипед с паровым приводом, который работал на угле.
В 1860 году изобретатель снабдил обычный велосипед фирмы «Хенлон» паровым двигателем. Конструкция велосипеда представляла собой железную раму и деревянные колеса с усиленными железными ободами и кованой передней вилкой. А сзади седла на подпружиненных металлических крюках была подвешена, собственно, сама паровая машина. Под огромным цилиндром располагалась топка, над топкой – котел, а над котлом – еще два цилиндра. Длинные шатуны передавали движение этих цилиндров на заднее колесо. Дымовая труба располагалась за сиденьем велосипедиста, а топливом для котла являлся измельченный уголь. Как утверждал ученый, его машина была способна преодолеть любой подъем и разогнаться до 60 км/ч по прямой, однако официально задокументированного подтверждения его словам нет.
Приблизительно в те же годы французским инженером Луи-Гийома Перро был спроектирован велосипед с паровым двигателем, где в качестве горючего использовался спирт. Кроме того, по сравнению с изобретением Сильвестра Роупера, конструктивно велосипед Перро был более совершенным в технологическом плане. Велосипед Перро был построен на железной раме, имел педали на переднем колесе и сиденье, установленное на длинной рессоре. Легкий и компактный одноцилиндровый паровой двигатель, установленный над задним колесом, посредством ременной передачи приводил заднее колесо в движение. Двигатель обладал многотрубным котлом со спиртовыми горелками, а его скорость регулировалась путем подачи воздуха в камеру сгорания. Результаты испытания велосипеда Перро были официально засвидетельствованы: машина смогла пройти 15 км со скоростью 15 км/ч.
В 1885 году немецкими учеными Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом был спроектирован велосипед на двигателе внутреннего сгорания с карбюратором. Это послужило тому, что в качестве топлива для двигателя теперь можно было использовать бензин. Это изобретение положило основу первым мотоциклам, и в частности, им и является. Он представлял собой транспортное средство с деревянным шасси, имел два больших колеса со спицами и металлическими ободами и два маленьких стабилизирующих колеса по бокам. Конструкция предусматривала пространственную раму, рулевую колонку с прямым рулем и седло для верховых поездок. Одноцилиндровый двигатель располагался под сиденьем и связывался с задним колесом посредством ременной передачи. Переключение передач (в первой версии аппарата была одна передача, а в модернизированной в дальнейшем – 2) осуществлялось посредством рычага. В зависимости от выбранной передачи можно было развить скорость от 6 до 11 км/ч.
Это был первый и единственный велосипед на двигателе внутреннего сгорания (впоследствии – мотоцикл), изобретенный учеными Даймлером и Майбахом. Далее они переключились на создание и производство двигателей, что приблизило эру четырехколесных автомобилей. Изобретенный ими двигатель внутреннего сгорания стал использоваться по всему миру.
Первые патенты на электрические велосипеды
Тем временем в 1886 году Фрэнк Джулиан Спраг разрабатывает первый электродвигатель, работающий с постоянной скоростью, не искрящийся, со щетками. На его основе впоследствии были разработаны первые электротележки, электропоезда, лифты.
Эликтрификация в то время была одной из важнейших мировых тем. Стоит отметить, что патент на первое электрическое мотор-колесо принадлежит сент-луисскому изобретателю Велингтону Адамсу в 1884 году. А через 6 лет бостонский ученый Альбер Парселл создал ступичное мотор-колесо. Также в 1890 году обладателем патента на электрическое мотор-колесо с высоким крутящим моментом стал Эдвард Пархуст.
Через пять лет был подан первый патент на велосипед, оснащенный электричиским приводом. 1 декабря 1895 года американцем Огданом Болтоном была запатентована первая в мире модель электрического велосипеда. Патент предполагал установку шестиполюсного щеточно-коллекторного двигателя постоянного тока на ступицу заднего велосипедного колеса. Особый механизм не допускал проворачивания мотора в обратном направлении. Источником питания служила 10-вольтовая батарея, которая была установлена на каркас рамы. Если судить по имеющимся документам, по документам, его изобретение не обладало ни системой передач, ни педалями.
Так же мало информации хранит история об электрическом велосипеде-тандеме с четырьмя массивными источниками питания. Он был представлен на выставке Stenley Show в 1897 году. Утверждается, что велосипед был сконструирован британской компанией Humber.
Обладателем полноценного патента на первый электровелосипед, определенно, считается Осия У. Либби из Бостона. Его изобретение старше электропривода Болтона на два года, и был представлен в 1897 году. Электрический велосипед Либби оснащался двумя двигателями, двумя батареями и двумя колесами. Электромотор был спроектирован середине рамы. При передвижении по ровной дороге функционировала только одна батарея, а при подъеме подключалась вторая. Основная идея Либби заключалась в экономии энергии при езде по сложным рельефам и ландшафтам. Разработка Либби в дальнейшем нашла применение при производстве мотор-колес с прямым приводом. Также он впервые смог реализовать принцип работы современного контроллера: во время движения по прямой работала одна АКБ, а в процессе подъемов – две.
В 1898 году изобретателем Мэтью Дж. Сттэффенсом был получен патент на электрический велосипед, который приводился в действие ремнем, расположенным вокруг мотора и на краю заднего колеса.
А в 1946 году было сделано еще одно важное изобретение. Ученый Джесс Д. Такер изобрел двигатель с муфтой свободного хода. В свою очередь, это стало предвестником одной из важнейших характеристик современного электровелосипеда – а именно, возможности крутить педали как с использованием двигателя, та и без него.
Также в 1946 году Бенджамином Боуденом был представлен прототип «велосипеда будущего». Изобретатель именно так представлял себе велосипеды, которые будут в производстве спустя 20 лет. По традиции времени – с электрическим приводом. Также концепт обладал футуристичным дизайном и обтекаемыми формами. Название ему было дано Classic. Но изобретатель в то время не получил должного финансирования, и смог выпустить в продажу свою модель как раз примерно через 20 лет. Название сменилось на Spacelander, что олицитворяло собой дух времени, а именно – заинтересованность космосом. Но электровелосипед оказался очень дорогим и непрактичным, часто ломался, в результате производство его прекратилось.
В 1992 году компания Vector Services Limited разработала и стала реализовывать электровелосипед Zike. Кроме электровелосипеда Zike, в 1992 году практически не было коммерческих электровелосипедов.
Zike , или Sinclair Zike, представлял собой легкий электрический велосипед , который был изобретен Клайвом Синклером.
Sinclair Zike представлял собой портативный велосипед с небольшим электрическим двигателем, который приводил в движение заднее колесо, и аккумуляторами, встроенными в раму. Вес электровелосипеда сставлял 11 кг. Аккумуляторы размещались внутри центрального вала вместе с двигателем. В нем применялись никель-кадмиевые аккумуляторы, которые были в два раза легче свинцово-кислотных аккумуляторов, использовавшихся для электромобилей XX века, и выдерживающих 2000 циклов перезарядки. Трехпозиционный дроссель, располагающийся под правым рулем, регулировал электрическую мощность и, следовательно, количество вращения педалей, необходимое для продолжения движения. У Zike была только одна передача. Есть информация, что срок службы аккумулятора Zike составлял от 30 минут до 3 часов в зависимости от того, какая из трех скоростей использовалась. Аккумуляторы полностью заряжались всего за один час, подключенные к электросети. Они также подзаряжались рекуперативно, используя энергию педалирования, свободного хода и торможения. Максимальная скорость велосипеда, работающего на собственном ходу, была ниже 24 км/ч, чтобы он не считался мотоциклом в соответствии с законодательством Великобритании.
Но, к сожалению, данный проект явился провалом и был прекращен через шесть месяцев после его введения. Было реализовано всего 2000 единиц техники, хотя изначально планировалось производить 10 000 единиц в месяц.
Мы рассказали об одних из самых моделях, оставивших след в мировой истории на пути эволюции электровелосипеда. На самом деле существовало и по сей день существует множество концептов, одни из которых оказались нежизнеспособными и так и остались в проекте на бумаге, а другие – были успешно реализованы и поступили в продажу.
Производство электровелосипедов в России
По-настоящему широкого распространения производство электрических велосипедов в России не получило. Но все же и мы можем похвастаться прогрессивными компаниями, которые сегодня занимаются разработкой электрических велосипедов. И благодаря доступной цене и отличному качеству, они составляют достойную конкуренцию западным и восточным аналогам.
На слуху такие бренды, как Eltreco и Elbike.
Компания Elbike одна из первых в России начала производить отечественный индивидуальный электротранспорт, и электровелосипеды в частности. Под собственным брендом на российском рынке Elbike появилась в 2009 году. Сборка и производство техники происходит отчасти во Всеволожске (Санкт-Петербург) и отчасти в Тайване на заводе-партнере. Специалист компании делают главный акцент на том, что не закупают готовые электровелосипеды в Китае, меняя название на раме (а это известная практика многих недобросовестных компаний), а самостоятельно закупают все комплектующие и производят технику, адаптированную под российские реалии. Электровелосипеды Elbike ориентированы на массового российского покупателя, они практичны, надежны и долговечны, отличаются хорошими техническими характеристиками и приятным внешним видом. Центральный офис и точка продаж компании расположен в Санкт-Петербурге, где представлен весь актуальный ассортимент. Также рядом с офисом расположен огромный оптовый склад. Elbike продает свою технику и online посредством собственного раскрученного интернет-магазина и магазинов-партнеров.
Компания Eltreco была создана в 2010 году и существует на российском рынке уже свыше 10 лет, за это долгое время сумела себя зарекомендовать, как уверенного лидера в производстве и реализации электротранспорта. Преимущество компании – в огромном ассортименте техники, как пассажирской, так и грузовой. Электровелосипеды разных конфигураций и мощностей можно встретить повсеместно как на улицах города, так и на предприятиях различного типа. У Eltreco огромная сеть розничных и магазинов по всей стране, и online-магазин с высокой посещаемостью. Центральный офис компании находится в Москве, также в Москве расположен большой шоу-рус с площадью свыше 400 кв.м и возможностью тест-драйва. Кроме того, бренд Eltreco является официальным дистрибьютором многих ведущих торговых марок и планирует и в дальше развивать сотрудничество и представлять другие знаменитые компании по производству инновационных средств передвижения.
Российскую марку электрофэтбайков МЕДВЕДЬ по праву можно отнести к лидерам рынка в данном сегменте. Что представляет собой электрический фэтбайк МЕДВЕДЬ? В первую очередь, это велосипед повышенной проходимости способный преодолевать серьезное бездорожье. Снег, песок или грязь – ему под силу любые сложные участки. МЕДВЕДЬ поставляет модели различных модификаций. В ассортименте присутствуют и классические горные модели на 26-дюймовых колесах и цельнометаллических рамах, и компактные складные фэтбайки, оборудованные колесами диаметром 20 дюймов.
Это, конечно, далеко не весь список российских производителей электровлеосипедов. Многие бренды выпускают одну-две модели, они «выстреливают», становятся популярными, но дальше дело не идет. Но тем не менее, найти хороший электровелосипед отечественного производства на рынке сегодня не проблема.
Надеемся, вам был интересен небольшой экскурс в историю создания электровелосипедов. Привычные многим, они прошли большой путь, чтобы сегодня мы с вами смогли существенно упростить себе жизнь, а также получать массу удовольствия от катания! Эволюция электровелосипеда – сложный, но очень интересный процесс. И мы рады, что сегодня вы можете приобрести полноценный электровелосипед, удобный каждому.
Модели современных электрических велосипедов представлены на сайте FORMAND.RU
В нашем интернет-магазине – лидеры продаж и лучшие новинки. Мы являемся дилерами ведущих отечественных и зарубежных брендов, поэтому, обратившись к нам, вы будете уверены, что приобретете оригинальную качественную технику с гарантией производителя.
Ну а если вы не собираетесь становиться владельцем электровелосипеда, но эта техника вам интересна, то заглянув на наш сайт, вы сможете узнать, какие модели электровелосипедов существуют, какие сейчас популярны. На нашем сайте много оригинального контента: фотографий, видео и статей.