Эти задания можно использовать как диагностические. Если ребёнок справляется с ними, значит уровень развития его речи не ниже 3-го.
Задания для 3 уровня развития речи. На этом этапе идет активный набор лексики, уточнение грамматических норм языка и знакомство с речевыми средствами, выражающими логические связи.
1-е фото - учимся строить диалог. Важно каждый раз, показывая на красные строчки говорить: "Вопрос. Я тебя спрашиваю", - дальше зачитать сам вопрос. Потом уточнить для ребёнка: "Ответ. Ты мне отвечаешь", - и помочь ему прочитать ответ. Следить за зрительным контактом с ребенком, прямо глаза в глаза! Это нужно для того, чтобы помочь уловить ребёнку вопросно-ответную форму речи в разговоре.
На 2-ом фото схема программирования фразы из трех слов. Желательно, чтобы ребенок после демонстрации задания, мог сам собрать из карточек предложение и озвучить его. Например, вы даёте задачу: "Составь фразу ЕДЕТ КРАСНАЯ МАШИНА." После каждого слова делаете паузу и следите, правильно ли ребенок возьмет карточку. По очереди он выкладывает перед собой всё предложение и проговаривает. В зависимости от уровня владения речью, говорит с паузами между словами или слитно, все слова на одном выдохе.
На 3-м фото - пособие на предлог "На" и союз "Потому что"
Продолжаем вводить в речь предлоги. Игрушка прыгает на прямоугольник (полянку) соответствующего цвета. Учимся выражать логические связи с помощью союза "потому что".
Пока работаем только с цветом.
- Динозавр прыгнул на красную полянку. Почему?
- Потому что он красный.
- Прыгунчик прыгнул на желтую и на зеленую полянку. Почему?
- Потому что он желтый и зеленый.
Заметили усложнение? Нужно уловить, что некоторые игрушки двухцветные и сказать об этом.
На 4-ом фото картинки разной формы. Учимся заменять названия предметов местоимениями. Отслеживаем правильные окончания прилагательных.
- Это салфетка. Она какая?
- Она квадратнАЯ.
- Это часы. Они какие?
- Они круглЫЕ.
- Это подарок. Он какой?
- Он квадратнЫЙ.