Найти тему

Как поддержать любимых, родных, близких людей и при этом не навредить им?

Здравствуйте, друзья! Сегодня обсудим принципы эффективной поддержки.

«Поддержать» = поделиться имеющимся у вас ресурсом (финансовым, психологическим, временным и т.д) и компенсировать его нехватку тому, у кого этого ресурса нет.

К сожалению, не всегда «поддержка» и «эффективная поддержка» это одно и то же. Если «помощник» руководствуется исключительно своими представлениями о помощи, которые идут вразрез с реальными потребностями другого человека, то ни о какой эффективности не может быть и речи.

Эффективная поддержка оказывается адресно, то есть там, где это действительно необходимо. «Адрес» придется уточнять вопросами и при этом иметь ввиду, что искренние и открытые ответы на них собеседник даст тогда, когда между вами настроен диалог, нет внешних препятствий для поддержки («стопы» во взаимоотношениях), нет внутренних препятствий для поддержки (мешающие убеждения, страх и т.п.).

В фундаменте эффективной поддержки лежит понимание мыслей, эмоций и уровня проблемы другого человека. Перед тем, как предложить помощь, желательно понять, что с человеком происходит, постараться взглянуть на проблему его глазами и прочувствовать его трудности так, как чувствует он. Это очень важно, так как очевидное для вас может быть неочевидным или совсем неприемлемым для него. Вы рискуете потратить много времени и сил в попытках оказать помощь, но в итоге так и не помочь.

Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда «помощь ей/ему точно нужна, но не понимаю какая именно». Действительно, зачастую определить это бывает непросто. Например, помогающий может изо всех сил выкраивать средства и стараться помочь финансово, когда его другу на самом деле больше нужна психологическая поддержка чтобы собраться с силами и решить свою проблему самостоятельно.

Итак, как вести диалог, если контакт между вами есть, различные «стопы» отсутствуют. Основные правила:

1. Спросите: «какая именно поддержка сейчас будет для тебя самой актуальной?».

Если человек затрудняется ответить, предложите ему несколько своих вариантов. Скажите, что будете готовы помочь в любой момент.

2. Помощь эффективна тогда, когда её принимают добровольно. Навязывая поддержку, люди зачастую удовлетворяют какие-то свои внутренние моменты. Чтобы этого избежать, нужно дать человеку выбор: принимать или не принимать. Всё только по желанию. Если человек не готов принять вашу помощь – скажите ему, что он всегда может на неё рассчитывать, если передумает.

3. Желательно не затрагивать обсуждение причин произошедшего. Триггерные темы могут усугубить состояние. Деликатно предоставьте человеку выбор - говорить о них или нет.

Поддержка – это точно НЕ обесценивание эмоций, точки зрения, взглядов и уровня проблем человека. Это точно НЕ навязывание тех путей выхода, которые очевидны для вас, но не очевидны для вашего собеседника.

Поддержка – это ДАТЬ недостающий ресурс так, чтобы другой человек мог его принять и применить.

Желаю вам взаимопонимания с дорогими вам людьми! Всего самого доброго!