Часть пятая:
Моей первой виртуальной площадкой для записей был Живой Журнал. Но после нескольких неудачных обновлений к 2015 году ЖЖ потихоньку заглох. Теперь он существует как архив воспоминаний и время от времени присылает мне на почту ссылки на дневниковые заметки десятилетней давности.
Поясню для новых читателей. Я художник и преподаватель, мама шести детей — 20, 18, 14, 7, 3 лет и 1 года. Специализируюсь на детском портрете и веду курсы по рисованию для взрослых.
Контекст этих записей такой: у нас подрастают первые трое детей, и мне в разы сложнее, чем сейчас, потому что дома ещё нет взрослых помощников. Всё это происходит осенью 2012 года.
Картинка первая
На улице дождь, пасмурно, и почти все жёлтые листья опали. В такие дни поэты, наверное, стихи пишут, а писатели романы. Смотришь сверху со своего этажа, а земля светится жёлтым. Местами, конечно, в городе быстро убирают листву. А в лесу совсем сказочно, по-васнецовски узорно и грибы растут. Горелые места как будто тушью нарисованы. Но у меня был только карандаш и маленький блокнот.
Картинка вторая
Мы меняемся... Домики уже не рисуют одноэтажными и с трубой. Ладно, это понятно. Второе, что сильно поменялось на детских рисунках, — это образ бабушки. Бабушка теперь всё чаще изображается ничем не отличающейся от девочки: с крашеными волосами, стройная и в коротком платье. Даже какая-то ностальгия охватывает от всего этого.
Картинка третья
Маша, как это водится у детей её возраста, постоянно и довольно противно капризничает, и мы с Маратом прозвали её Додей. Старшие дети смеялись с нами за компанию, и когда до меня дошло, что им неведом Аркадий Аверченко, я взяла и посвятила несколько вечеров чтению серии рассказов «О маленьких — для больших». С моему удовольствию дети смеялись как заведённые и над Лизочкой Терентьевой, и над той самой глупой тёткой, на которой нельзя жениться, и над бедным африканским блиноедом Додиком... Но вся соль не в этом. С тех пор, как мы погрузились в мир Аверченко (а до этого ещё были Зощенко и Чехов), мы в него действительно погрузились... Вчера, когда мы мирно проводили время в нашем любимом кафе, а я сидела и радовалась, какой у меня вышел расслабленный вечер и не надо мыть посуду и наводить дома порядок, Саша вдруг вышла из детской комнаты на лыжах. Ладно, думаю, лыжи — хорошая игрушка... Но когда мы засобирались домой, и я вознамерилась надеть на Машу куртку, выяснилось, что она что-то прячет за пазухой, какую-то игрушку. Мы стали её стыдить, как нехорошо брать чужое и просить, чтобы положила на место, что взяла... Оказалось, что Маша прятала за пазухой внушительный кусок силикатного кирпича. Он тоже был из детской комнаты.
Приятно получать весточки из прошлого. И приятно понимать, что, хоть старшие дети потихоньку отделяются, счастье из этого прошлого опять с тобой — снова есть и маленькие.
Берегите вдохновение!
Ваша К. С.
Часть седьмая: