Найти тему
Реплика от скептика

Матвеева, А. Три книги. Отзыв на романы писательницы, один из которых не понравился

Оглавление
Фотография автора
Фотография автора

Коль речь зашла о книгах Анны Матвеевой, расскажу сразу и о других её произведениях, которые прочитала (их не так много). И начну по хронологии написания, с романа

Перевал Дятлова, или Тайна девяти – М.: АСТ, 2021.

Этому роману уже 20 лет. Первое издание было в 2001 году, автор получила премию «Ясная поляна» и высокую оценку Дмитрия Быкова. С тех пор он неоднократно переиздавался. Последнее издание вышло практически только что - в 2021 году.

Я от романа не в восторге.

Это не документальное исследование, а именно роман. Роман о писательнице, которая, имея свои проблемы в личной жизни, пишет роман о группе Дятлова. Конечно, интереснее там, где о Дятлове.

Заслуга Анны Матвеевой в том, что она, изучив возможные документы, собрала воедино практически все версии о том, что же случилось с дятловцами 60 (на момент опубликования романа – 40) лет тому
назад, проанализировала их все и выделила одну из версий как приоритетную на её взгляд.

Книга читается легко, можно осилить за пару дней.

Прочитать роман онлайн можно здесь: http://book-online.com.ua/r...

Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/680FC28B75099B2E.html

Девять девяностых.

Фотография автора
Фотография автора

Сборник рассказов Анны Матвеевой «Девять девяностых» состоит из девяти рассказов о Екатеринбурге 90-х. Каждый рассказ – это судьба, жизнь, характер, практически законченная история.

Тем не менее, не все рассказы для меня оказались равнозначными. Что-то не понравилось совершенно, что-то вроде и понравилось, но уже на следующий день я не могла вспомнить, о чём это.

Запомнились три рассказа.

«Горный Щит» - о том, как героиня купила домик в деревне, как его обустраивала, привыкала, любила, ухаживала, а дом не принимал её и всячески сопротивлялся её переменам. Правда, потом всё оказалось гораздо проще и печальнее… Но то, что дома живые – это факт! На любовь и заботу отвечают любовью и заботой, а когда их бросают – медленно умирают. «Хозяин не любит свой дом – и дом грустит, плачет. Эти пятна от слёз – на обоях, на потолке. А если дом счастлив – тогда в нём всегда свет, даже если окна выходят на север. И цветы растут во все стороны, и кот спит в уютном кресле».

«Девять девяностых» - о мальчике-подростке, нелюбимом трудном ребёнке, которого его родители без всякого сожаления оставили бездетной соседке, а сами уехали строить свою жизнь. А потом вернулись и выдернули сына из жизни, которая начала уже становиться для него привычной и спокойной…

«Екатеринбург» - несомненно, главный рассказ сборника – и по объёму, и по содержанию.

Ада, живя в Свердловске, мечтала о Париже. И однажды смогла туда уехать, и даже смогла там остаться. Потеряла дом, постель, семью, друзей, гарантированную еду, стабильный достаток, будущую интеллигентную работу. Приобрела чужую неуютную постель в ночлежке, тревоги нелегального гражданина, грязную работу, нищую жизнь. Но зато у неё был Париж! Ей повезло – со временем город её принял. Появилось жильё, семья, нормальная работа и… жгучая ностальгия по тёмному, грязному, бедному Свердловску. И могла она уже туда съездить, даже хотела, но… боялась, потому что
«города, который она любила и помнила, больше не существует». А другой, чужой Екатеринбург ей был не нужен. И ведь что интересно – её муж, парижанин Адель (казалось ей, наверное, должен быть счастлив, что родился в Париже) с самого детства мечтал уехать в Нью-Йорк. А если бы уехал, то что? Тосковал бы по Парижу? Или ностальгии по месту нет? Есть ностальгия по своей юности? Ведь Ада вспоминала свой родной город не таким, каким он был на самом деле, а радостным, светлым, знакомым до такой степени, что с закрытыми глазами ночью нигде не споткнулась бы.

Наверное, мечтать – это свойство юности. Должен быть у каждого свой Париж. Но не каждый решится бросить то, что у него есть, в погоне за призрачной мечтой. И уж не у каждого получится выдержать все невзгоды, чтобы добиться своего. А зачем? Чтобы каждое утро, просыпаясь в Париже, искать в интернете прогноз погоды на сегодня в Екатеринбурге?

Этот материал был размещён мною ранее здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/1081F4E6CF67B368.html

Завидное чувство Веры Стениной.

Фотография автора
Фотография автора

Этот роман Анны Матвеевой, пожалуй, можно было бы отнести к чисто женскому чтению, если бы не… Пожалуй, этих «не» наберётся не так уж и мало.

Может, сначала, поговорить о признаках «женского чтива»?

Написано женщиной, главные героини – женщины, повествование идёт от имени женщины, тема женской дружбы-вражды-соперничества, конфликты поколений женщин (бабушка-мама-дочка), в отношении героев-мужчин если не явно выраженный негатив, то уж скептицизм – точно есть.

Роман очень психологичен – это тоже характерно для женской прозы. Казалось бы, ничего нового перед нами не возникло, обычные человеческие чувства, которые посещали каждого из нас много раз в жизни, но иногда не хватает именно такого взгляда со стороны, чтобы точно понять свои же собственные чувства, их происхождение и мотивацию собственных поступков. Название романа и многое в самом тексте отсылает нас к такому человеческому проявлению, как зависть. Чёрная ли, белая ли – всё равно. Причём, что характерно, чувство это проявляется чаще всего не по отношению к неведомым счастливчикам-миллионерам, а именно по отношению к собственным же друзьям-подругам, поскольку именно их успехи и везение у нас на глазах, и именно с ними мы сравниваем свои неудачи и промахи.

Вера Стенина завидует Юле Калининой. Юля красивее, легче в общении, талантливее, богаче, удачливее, и дочь у неё лучше, и в личной жизни всё сложилось. Но так ли всё плохо у самой Веры? Она тоже не уродина (а понятие красоты вообще весьма растяжимое, к тому же вовсе не является символом счастья), не бедствует, удача посещает и её, и свой талант имеется (по моему мнению, и не один), и личная жизнь складывается, а уж насчёт дочерей – так вообще неизвестно, кто из девочек будет счастливее в жизни, а разве не это главный критерий для матери? Так что, по-моему, зря зависть разъедает душу героини. Но избавиться от неё надо бы – а этому мешает как раз тип темперамента Веры – если Юля более открытая, то Вера – интраверт, всё держит в себе, не выпуская наружу ни положительных, ни отрицательных эмоций.


Роман имеет тесную и прочную привязку к месту и времени. Свердловск (Екатеринбург), рубеж 20 и 21 века. Трудная жизнь 90-х и странные реалии нового века. Но всё это подано ненавязчиво, без упора на «всеобщий бандитизм» конца 20-го века, который уже навяз в зубах.

Но самое интересное в романе всё же не это, не психологическая составляющая. Замечательно описан необычный талант Веры Стениной, её дар общения с предметами искусства – с картинами, её умение отличать подлинник от подделки. Эти страницы, посвящённые художникам, картинам и музеям – наиболее интересные в романе. И я думаю, «завидное чувство» Веры Стениной – это не зависть имеется в виду, а её уникальный талант видеть, одушевлять живопись.

Ну и не могу не упомянуть язык Матвеевой. Лёгкий, остроумный, изящный, что, впрочем, не удивительно, ведь автор – из семьи лингвистов, – одно удовольствие читать.

Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/1464EA358EFDC335.html