Найти тему
Ольга В.

Китайцы-зубрилы, черные плохо учатся и другие легенды об иностранных студентах

А правда, что китайские студенты – зубрилы и плохо соображают? А арабы такие же, как и в Египте? Оценки не выторговывают? Земляками не представляются? А негры как? Учебу осиливают?

Я десять лет преподаю в РУДН (университет с большим процентом иностранных студентов) и частенько слышу такие вопросы от своих знакомых. Люди, как правило, ждут от меня подтверждения или опровержения тех или иных стереотипов о расах и нациях.

С одной стороны, могу сказать банальное «все люди разные».

У моей коллеги был китайский студент, который пытался ей всучить, что он из Северной Кореи, и что если ему поставят плохую оценку, то его и его семью ждет позор и репрессии. Не знал, бедняга, что в электронных ведомостях значится гражданство. Да и вообще, не учатся у нас в вузе северокорейцы. Так что воображение у китайцев есть, и очень неплохое. Анекдоты про то, как один китаец сдает экзамен за весь поток своих земляков, включая студентов противоположного пола и бурят, тоже имеют свои предыстории в реальности.

Фото из открытых источников для иллюстрации статьи https://www.rbc.ru/society/08/02/2021/601e1e4b9a794746d03bd324
Фото из открытых источников для иллюстрации статьи https://www.rbc.ru/society/08/02/2021/601e1e4b9a794746d03bd324

С другой стороны, специфика, конечно, есть.

Сейчас, годы спустя, я по внешности могу с высокой вероятностью определить, откуда приехал студент, из Эфиопии или из Нигерии. Я знаю, что среди ребят из Намибии нередко можно встретить имя Хайтанге, как в группе российских студентов с высокой вероятностью попадется Александр.

И вот что я вам скажу, люди, любящие рассуждать о русской смекалке, просто никогда не видели нигерийского студента, выпрашивающего хорошую оценку. Что только мне не доводилось слышать и как только меня не пытались «обработать». Один студент, редко бывавший на занятиях и не очень-то разбирающийся в предмете, за пару недель до зачета встречал меня возле аудитории, слегка кланялся, и говорил «Да благословит вас бог» (God bless you, группа обучалась на английском), подходил после пары, и уточнял некоторые нюансы пройденной темы, горячо благодарил за познания и потраченное на него время. А перед зачетом отыскал меня возле аудитории другой группы и спел песню про «ваш предмет очень интересный, мадам, но жизнь такая сложная»… То его нацисты побили, и он не мог на занятия ходить, то его прямо перед парой преподаватель по анатомии попросил экспонат отнести на другой этаж. И вот попробуй, поставь такому двойку, когда он тупит на экзамене, с его-то сложной жизнью, интересом к предмету и уважением.

У арабов есть характерный почерк, их тетради не редко начинаются с конца, и страницы переворачиваются справа налево, даже если по-русски или по-английски они пишут слева направо. И преимущественно они не ведут себя как продавцы сувениров в Шарм-эль-Шейхе, хотя такие иногда тоже встречаются.

Иранцы, как мне показалось, не такие уж и религиозные, не редко шутят по поводу того, что все ожидают от них религиозности. Как-то у меня студентка немного нервничала перед презентацией темы, глотнула воздух и начала вещать. И тут парень, тоже иранец, на первой парте полушепотом: «Стоп, неразумная, ты забыла сказать «Во имя Аллаха».

Тем не менее, наибольшая разница встречается между студентами медиками и студентами направления «гуманитарные науки и искусства». Разница в среднем больше, чем между студентами разных рас, национальностей и культур. Я преподаю биоэтику на медицинском и философские спецкурсы у гуманитариев. Медиков всегда интересуют кейсы, распространенные сложные ситуации, их основной вопрос: а что делать в конкретной ситуации? Гуманитариям, например, при рассмотрении идей французского просвещения, интересна вся картина сложившихся моральных установок в обществе, политическая ситуация, исторический контекст, социальные срезы, личности деятелей Просвещения. Они в среднем видят общество как узор на полотне, который долго изготавливался: кто-то создал станок, кто-то нити, кто-то придумал макет узора, и кто-то внес изменения в этот макет. Им интересно, каким будет это полотно через несколько лет или столетий, почему оно такое. Какие ростки могут дать те или иные идеи.

Медики в среднем действуют, и предпочитают действовать моментально, а гуманитарии – любуются и созерцают. И частенько между миропониманием студентов медиков и гуманитариев больше разницы, чем между миропониманием студентов разных рас и разных стран.