Командир, как известно, должен думать, а не шашкой размахивать. Но когда в очередной раз знакомишься в СМИ с информацией о низком уровне обеспеченности аграриев отечественными семенами картофеля, сахарной свеклы, кукурузы и подсолнечника, невольно задаешься вопросом: а куда смотрят наши аграрные командиры? О чем думают, что предпринимают, чтобы реально заместить импорт семян зарубежной селекции? Почему вместо конкретно поставленных задач и программ по их выполнению снова декларации, анонсы и обсуждения? Почему все что угодно, только не результат?
Впрочем, программы есть, и разрабатывались они, нет никакого сомнения, экспертами высокого уровня, но в сфере отечественной селекции и семеноводства эти программы почему-то не работают. Или дают результат, совершенно неприемлемый и обратный тому, который закладывался в целевые показатели.
На прошлой неделе на совещании в Совете Федерации обсуждались вопросы, связанные с обеспечением российских аграрных хозяйств семенами основных сельскохозяйственных культур, и сенаторы отметили не снижение, а рост использования зарубежных семян в отечественном АПК. Был отмечен также неудовлетворительно низкий уровень реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства (ФНТП). Первый зампред комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике Сергей Митин сообщил: «Пока цифры чрезвычайно беспокоят нас по сахарной свекле и картофелю. Несмотря на то, что соответствующие подпрограммы (в рамках ФНТП – уточнение по Интерфаксу) работают, идет снижение доли семян отечественной селекции в объеме высева. По картофелю доля (семян отечественной селекции – уточнение по Интерфаксу) в 2021 году составила 8,7%, в 2022 году - 6,7%, по сахарной свекле - 3% и 1,8% соответственно. Эти цифры подтверждены Российским сельскохозяйственным центром».
С марта текущего года пошел рост закупок импортных семян, отметил выступивший на совещании руководитель Россельхозцентра Александр Малько. По его словам, даже те хозяйства, которые использовали отечественные семена, начали закупать импортные. «Думали, что они больше на рынок поступать не будут», - объяснил он.
Рост закупок семян зарубежной селекции отметили и в Россельхознадзоре. По словам начальника управления фитосанитарного надзора при экспортно-импортных операциях и международного сотрудничества ведомства Натальи Соловьевой, в этом году по сравнению с прошлым годом семян кукурузы для посева завезено больше на 5 131 тонну, подсолнечника - на 1 344 тонн, семенного картофеля - на 179 тонн, сахарной свеклы - на 186 тонн. Семена свеклы в основном ввезли из Италии, Германии и Турции, семена подсолнечника - в основном из Турции и Испании, семян гибридов кукурузы достаточно много было завезено из Франции. «По заявкам, которые участники ВЭД дают на ввоз семян, получается, что потребность в импортных семенах у нас возросла, несмотря на все программы, которые мы реализуем», - отметила Н. Соловьева.
Упрекнуть аграриев не в чем: запасались впрок и запасались семенами, в качестве которых были уверены. И хорошо, что запаслись, ведь неизвестно, какая потребность, например, в семенах кукурузы, будет у хозяйств весной 2023 г. Точнее потребность известна, а вот в какой степени она будет удовлетворена, это вопрос. На существующей площади посева кукурузы для того чтобы полностью обеспечить хозяйства семенами кукурузы, потребуется около 95 тыс. тонн семян, рассказал доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик РАН, генеральный директор ООО СП ССК «Кукуруза» Владимир Сотченко. Если предположить, что 20 % семян будет все-таки завезено, то потребность в семенах кукурузы для посева на зерно и силос составит 76 тыс. тонн. Это в 2 раза больше того объема, который в настоящее время готовы покрыть отечественные производители семян кукурузы. Так что тут не до выбора, с рынка уйдет все, запасайся, кто может.
Отечественных производителей семян кукурузы понять можно, они действительно не в состоянии охватить весь рынок. Более 50 % существующих в России площадей посева кукурузы находится вне зоны семеноводства кукурузы, и эти площади будут в дальнейшем расти за счет более северных территорий, а семена в основном производятся на Юге, где есть благоприятные климатические условия и действуют семенные заводы.
Комплекс мероприятий для решения проблемы известен и неоднократно обсуждался. Конечно, мощностей действующих заводов явно недостаточно, и необходимо нарастить, модернизировать существующую техническую базу, но корень проблемы, как отмечают многие эксперты, не в этом, а в том, на каких землях разворачивать современную индустрию выращивания семян. Площадей для производства родительских форм и для участков гибридизации потребуется немало. Земля в основном в частной собственности, и попробуй уговорить собственника отдать за три копейки часть используемой им земли для решения важной государственной задачи. Смею предположить, что компании, которые занимаются селекцией кукурузы и подсолнечника в России, вряд ли заявят, что земли им для производства семян хватает с лихвой. Они может быть и готовы нарастить производство в разы, но для этого недостаточно располагать лишь патентами и современным оборудованием. Вопрос с расширением площадей подвис в околоземном пространстве, на самой земле он пока что не решается. Может, поэтому идем в направлении, обратному тому, которое указано в доктрине продовольственной безопасности – на 75 % обеспечить российские хозяйства семенами отечественной селекции. «Шесть подпрограмм утверждены, но комплексного решения по их работе нет. Шесть вообще находятся в зародыше», - отметил на совещании в СовФеде первый зампред комитета по агропродовольственной политике Сергей Митин.
А ведь необходимо, чтобы программы заработали в самое ближайшее время, иначе отечественные семеноводы к весне 2023 г. вновь окажутся в аутсайдерах.
Владимир Львов