Найти в Дзене
Психолог и общество

До 12 века народы говорили на одном языке.

У лингвистов есть свое понимание языковой истории: язык распадается на отдельные диалекты, потом эти диалекты становятся отдельными языками, которые в свою очередь распадаются на отдельные диалекты, которые потом становятся отдельными языками и т.д. Лингвисты различают «современные» языки, «средние» и «древние» языки. По их мнению «древние» языки просуществовали примерно до 12 века, «средние» примерно до 16 века, «современные» то, что существует сейчас. Изменение языка отражает качественные изменения общества. Примерно до 12 века рабовладельческое устройство общества, общественный расизм локализовался вокруг Средиземного моря. Евразия (или как раньше говорили Азия) жила другим общественным укладом. С 12 по 16 век рабовладельческий уклад распространится по всей Евразии. После 16 века произойдет смена схемы управления обществом, маскирующая сохранение рабовладельческого уклада. Во всех странах создадут «литературный» язык как некая выжимка на базе одного из диалектов. Произойдет очередное упрощение и стандартизация языка.

Возьмём историю нидерландского языка. Различают «древненидерладский» язык который просуществовал до 12 века. Был языком вольных франков. В ходе формирования частной собственности на землю, христианизации и рабовладельческого государства он трансформируется в «средененидерландский». В этом языке ещё сохранялось многообразие местных диалектов. Орфография была произвольной и обусловлена местным произношением слов. Церковь и государство использовали латинский алфавит, который не отражал особенности языка. Просуществует до 16 века. Современный нидерландский язык существует с 16 века.

В языковой систематике используется шкала с четырьмя уровнями близости: язык — наречие — диалект — говор. Разный диалект и говор люди понимают легко, наречие и язык сложнее. Базовый уровень всей систематики языков это семья. В Семье различают ветви и в них группы. Русский язык входит в восточнославянскую подгруппу, славянскую группу, в европейскую подсемью, в балто-славянскую ветвь и в индоевропейскую семью. Ещё есть макроуровень: сток – как объединение семей; макросемья или фила – это объединение стоков; гиперсемья – объединение макросемей. Русский язык входит в индоевропейский сток, в ностратическую макросемью, в борейскую гиперсемью.

Ещё лингвисты считают, что древние языки были сложнее современных. Современный филолог А.Н. Драгункин пишет, что «…в санскрите глагол может иметь 540 форм». Более древний Ведийский язык был ещё сложнее и богаче. Английский язык имел 3 рода, 3 числа, и падежи. Все утрачено. Он стремительно двигается к состоянию китайского языка. В нем (китайском языке) слова вообще не изменяются. Китайская грамматика это когда слова как кубики складывают в предложения. Такие языки лингвисты называют аналитическими. Такими языками являются практически все креольские языки. Есть языки, которые последовательно изменяются в сторону упрощения. Это английский, голландский, болгарский (единственный из славянской группы языков), новоперсидский, африкаанс и языки романской группы (характеризуются ранним началом развития аналитичности): французский, итальянский, испанский, португальский, румынский и т.д.

Есть синтетические языки, где сохранилась сложная грамматика, а слова могут менять падеж, род и т.д. Все древние языки были синтетическими. Упрощение языка до состояния аналитического это отражение состояния общества – его упадка. Удивительно, что китайский, который в древности был синтетическим, а сейчас является примером крайне аналитичного языка медленно восстанавливает свою былую синтетичность. Это пример отражения в языке положительных изменений в обществе. Пишут о росте синтетизма в баскском языке. Высокую степень синтетичности сохраняют современный русский, немецкий и ещё ряд языков.

Самая высокая степень синтетизма именуется полисинтетизмом. Логично, что к таким языкам относят языки наименее подверженные влиянию современного рабовладельческого общества. Это палеоазиатские языки — собирательный термин для языков в северной и северо-восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в арктической зоне Северной Америки. Например – чукотский. Это индейские языки. Например, дакота (языки сиу). Это языки аборигенов Австралии и другие.

Упрощение языка ведёт к упрощению мышления. На эту тему часто говорит Черниговская Т.В. - профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Эту мысль можно продолжить: чем беднее язык народа, тем примитивнее его мировоззрение, тем меньше в человеке человеческого. Исчезло слово лелеять, и вы уже не знаете, что это такое и как это делать. Скоро исчезнет слово ладить. Лукшевич П.А. (специалист по языкознанию 19 века) считал, что «…первобытный языкъ рода человеческаго, если сравнить его съ русскимъ, имелъ еще семь звуковъ, которыхъ въ последнемъ не достаеть: следственно, его азбука (или алфавитъ) заключала въ себе около сорока звуковъ или буквъ…».

Теория моногенеза о том, что все языки произошли из одного источника – прамирового языка, имеет своих современных последователей. Это Старостин С. А. (1953 – 2005) член-корреспондент Российской академии наук по Отделению литературы и языка (языкознание) и почётный доктор Лейденского университета (Нидерланды), Шеворошкин В.В. (род. 1932) ассоциированный профессор Йельского университета (1975—1978), Вацлав Блажек (род. 1959, профессор Университета им. Масарика в Чехии) и другие.

Из интервью со Старостиным С. А.: «…есть корень, обозначающий «лист», английское «leaf», в русском - это «лепесток», индоевропейский корень «леп» или «лоп». Этот корень обнаруживается практически по всему миру именно со значением «лист». Есть и сино-тибетский, и северно-кавказский, и афразийский, и австралийский, и везде звучит типа «лапо», «леп». Это уже совершенно не детское слово, явно не звукоподражательное и, тем не менее, всплывает в столь далеких языковых семьях. Таких глобальных этимологий найдено довольно много, и я не умею объяснить это явление иначе, как предположив, что это слова, которые восходят к какому-то общему источнику. Человеческие языки имеют абсолютно сходную глубинную структуру. Можно назвать ряд свойств, которые универсально присутствуют в каждом человеческом языке. Это - наличие гласных и согласных, синтаксическая структура, в которой должны быть подлежащее, сказуемое и дополнение - синтаксические актанты. Можно еще много говорить о деталях, но в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково».

Общий источник всех языков мира называют «Борейская» (с др. греч. северную) гиперсемья. Кудревич В.В. (1947-2011) рассказывал, что в народной терминологии его называли «матёрым языком». В нее включили: афразийскую, ностратическую, сино-кавказкую, аустрическую, америндскую макросемьи. И это название не случайно, если вспомнить Северную цивилизацию вольных людей (ее часто называют на греческом языке Скифской), которая занимала территорию больше чем СССР, практически всю Евразию и просуществовала в несколько раз больше чем авраамическая рабовладельческая цивилизация.

Чтобы доказать существование языковой семьи, необходимо показать, что существовал праязык, общий для всех языков, входящих в данную группу и только для них (то есть для того, чтобы утверждать, например, что существует германская группа языков, необходимо реконструировать германский праязык и показать, что для языков, не относимых к германским, он праязыком не является). Праязык группы языков и древний язык это разные понятия. Праязык реконструируется с помощью сравнительного исторического метода.

С. Старостин: «…есть непреложный эмпирический факт, с которым приходится считаться: чем ближе друг к другу языки, тем больше между ними совпадений в базисной лексике. Так, все индоевропейские языки имеют между собой около 30 % совпадений; все балтославянские языки (т.е. соответственно русский и польский, чешский и болгарский и проч.), а также все германские языки имеют между собой примерно 80-90% совпадений».