В чем феномен 'шестиглазки'? Что это вообще такое и почему все так акцентируют на этом внимание?
'Шестиглазая' Columbia (она же six-eye в англоязычном интернете) это красно-черная этикетка лейбла с шестью логотипами расположенными по ее краям напротив друг друга. Существовал подобный дизайн примерно с 1955 года по 1962-й. Появившиеся в 1958 году стерео-издания имели схожие пятаки со стрелкой в верхней части и надписью Stereo Fidelity.
Кроме информации об исполнителе и композициях альбома на этикетке указан и номер матрицы в формате XLP ***** для моно и XSM в случае стерео. Промо-издания отмечены либо белыми этикетками, либо соответствующей наклейкой поверх пятака, иногда специальным штампом 'Demonstration Record Not For Sale'.
В большинстве случаев точный год издания той или иной пластинки выяснять не принято, впрочем на некоторых, наиболее ценных пластинках, вроде той же 'Kind Of Blue' условились уточнять вбитые в сбег номера матриц - там к номеру на этикетке добавляется суффикс, в формате 1A/2B, 1AJ/2AB.
По сочетаниям букв можно попробовать выяснить какой именно пресс имел место - также принято упоминать есть ли у пластинки Deep Groove (канавка по кругу) и нет ли надписи CBS в верхней части этикетки. Отсутствие канавки и надпись CBS сигнализирует о том, что пластинка выпущена в начале шестидесятых.
Большинство шестиглазок можно считать оригиналами, несмотря на то, что некоторые из них (ранние номера серии, до ~CL600) выпускались еще в первой половине пятидесятых с предыдущим дизайном этикеток. В семилетний период, что охватывают шестиглазки было выпущено немало ключевых джазовых альбомов, вроде 'Ah Um' Чарльза Мингуса, 'Time Out' квартета Дейва Брубека и конечно же упомянутый 'Kind Of Blues' секстета Майлза Дэвиса.
Феномен шестиглазок объясняется просто - именно на стыке пятидесятых-шестидесятых годов случился как расцвет джаза как исполнительского искусства, так и подъем музыкальной индустрии в целом. Появление шестиглазок по сути ознаменовало переход в High-Fidelity эру - пластинки стали звучать на порядок лучше, а ближе к концу пятидесятых стал стремительно развиваться новый формат стерео, спустя некоторое время полностью заменивший существовавшее моно.
Сошлось все - качество пластмассы, печати, звукозаписи. Большинство же проблем с шестиглазками связано вовсе не с заводским браком, а с попросту износом, старыми иглами, на которых проигрывались пластинки, неправильными условиями хранения. Шестиглазки по сути есть своеобразный знак качества - к слову, подобное применительно и к последовавшим 'двухглазым' этикеткам, однако так вышло, что вокруг них сформировался куда менее значительный коллекционерский культ.