Найти тему

Коломенское: путешествие в сказку

В свою московскую командировку заглянул в Коломенское.

Думаю, тут бывали многие, но давайте погуляем и со мной и глазами строителя посмотрим на несколько зданий исторического комплекса.

По преданию, история Коломенского началась в 1237 году, во времена нашествия Батыя. Здесь жители Коломны укрывались от разорительных набегов татар, так возникло поселение Коломенское, в честь их разрушенного города.

Русское государство росло и развивалось. Кроме ордынских набегов, от которых страдало население русских городов, донимала жестокость местных князей - не ладили они между собой, ослабляли Русь усобицами. Главным достоянием города стала его способность защититься от врагов. На Русь начинают приглашать специалистов, знающих фортификацию.

Среди прочих пригласили итальянского архитектора Петра Франческо Анибале. Ему дали прозвище Петрок Малый Фрязин. Фрязин - искаженное от "франк" - так называли всех выходцев Южной Европы, так что, возможно, молодой фрязин был французом, португальцем, баском - история умалчивает эти подробности.

Архитектор строил, в основном, крепости и оборонные сооружения. Этот остаток стены Китай-Города - его работа. Зубцы - "ласточкины хвосты" для стрелков; узкие бойницы, неудобные для попадания вражеских стрел и очень удобные для метания стрел на врага; продуманная система внутренних переходов и подачи снарядов. Петрок был искусен в военно-оборонительном деле.

Летописи называют Петрока «архитектоном», таким словом именовали самого искусного из зодчих, мастера, старшего над строителями - тектонами. Кроме Петрока титул архитектона в то время имели только известные архитекторы Пьетро Антонио Солари и Алевиз Новый.

Петрок строит русские крепости, слава о нем множится, а там временем у Елены Глинской и у великого князя московского Василия III в августе 1532 года рождается сын Иван, получивший прозвание Грозный. А сам Василий III вскоре стал наименовать себя Государь всея Руси, и его титул звучал так:

«Божіею милостію, Мы Великій Государь, Царь и Великій Князь Алексѣй Михайловичъ, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Россіи Самодержецъ, Московскій, Кіевскій, Владимірскій, Новгородскій, Царь Казанскій, Царь Астраханскій, Царь Сибирскій, Государь Псковскій и Великій Князь Тверскій, Югорскій, Пермскій, Вятскій, Болгарскій и иныхъ, Государь и Великій Князь Новагорода Низовскія земли, Черниговскій, Рязанскій, Ростовскій, Ярославскій, Бѣлоозерскій, Удорскій, Обдорскій, Кондинскій и всея Сѣверныя страны Повелитель, и Государь Иверскія земли, Карталинскихъ и Грузинскихъ Царей и Кабардинскія земли, Черкасскихъ и Горскихъ Князей и инымъ многимъ Государствамъ и Землямъ Восточнымъ и Западнымъ, и Сѣвернымъ Отчичъ и Дѣдичъ, и Наслѣдникъ, и Государь и Обладатель».

Правитель Руси призвал к себе Петрока Фрязина и поставил задачу в честь наследника возвести храм. Так в Коломенском появилась белокаменная церковь, первая, шатровая церковь государства.

-2

При Иване Васильевиче Грозном будут покорены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, ему покорятся башкиры и ногайцы. При Иване IV прирост территории Русского государства составил почти 100 %, оно разрослось с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². Вся Европа, вместе взятая, была меньше владений Грозного. И много он завоюет городов с прекрасной архитектурой...Но шатровая церковь с "летящими", поднимающимися ввысь один над другим пилонами, с внутренними сводами без колонн, на которые бы опиралась конструкция шатра, останется уникальной, и сегодня она является единственной и неповторимой в своем роде.

-3

Еще одно сооружение, на которое я обратил внимание - деревянный царский дворец, построенный во второй половине XVII века, это летняя парадная резиденция царя Алексея Михайлович, которая находилась в селе Коломенском.

Когда-то здесь был сказочный терем-городок, такой красивый и искусный, что льстивые гости прозвали его "восьмым чудом света". Выстроен он был в самобытном русском архитектурном стиле, который под названием "историзм" украсил города России на рубеже 19 и 20 веков.

А в настоящем ансамбле выразился как своего рода скатерть-самобранка, раскрывающая гостям изобильное угощение. Здесь все и сразу: терема, шатры, бочки, палатки, башенки разных размеров и манер сложения, чешуйчатые кровли также по-разному сложенные. И все это, как кружевное обрамление, дополняла деревянная резьба. Дворец был расписан не только внутри, но и снаружи яркими разноцветными красками и позолотой. Вместо стекол в оригинальном дворце была разноцветная слюда, заменявшая витражи. А палаты между собой соединяли галереи, переходцы, парадные крылечки и балкончики. Все было пестро и ярко, как пряник расписной.

Примерно в таком же стиле в 2010 году палаты постарались воссоздать (они были утрачены за ветхостью).

Но новый комплекс сделали из соображений пожарной безопасности на бетонном каркасе и затем обшили деревом. Слюду заменили на стекло. Золотая роспись потерялась на фоне свежего дерева. А это, простите, Федот, да не тот. Ну и внутри цыганщины таборной хватает. Новодел прет изо всех щелей. Красиво? Снаружи - да. Внутри - на любителя, уж очень "дорохо-бохато".

-4

Но и наружное обрамление радует отчасти.... Ярко-желтые свежесрубленные шатры и золоченые маковки уж очень сияют, как новый пятак, и портят впечатление от ожидаемой старины. Все-таки патина времени придает зданиям благородный вид, а блестяшки выглядят, как стразы на одежде - недорого.

-5

Но если снизить порог критики, то все же... нарядно, сказочно нарядно. Нет трепета перед историей, по понятным причинам свежесрубленности дворца, но есть приятное ощущение аттракциона.

К сожалению, можно только предположить, что дворец Алексея Михайловича выполнен по старинным чертежам и сообразно строительной манере того времени, научно, строго по замыслу строивших его русских зодчих Ивана Михайлова и Семена Петрова.

Считается, что этот дворец любил Петр Первый, сын Алексея Михайловича. Это был для него отчий дом. Здесь он научился писать и считать, сюда он ходил под парусом по Москва-реке.

-7

Вместе с тем, этот дворец с многочисленными помещениями - он имел 270 комнат и 3000 окон, таков, что без проводника не обойдешь. Это огромный лабиринт из парадных и частных покоев, женских и мужских комнат, гостиных и бытовых помещений вроде мыльни и деревянной баньки с ванной. Этот дворец в свое время сравнивали с древним Кносским дворцом на острове Крит, где, собственно, и возник миф о Ариадне с клубком ниток, который помог герою Тесею найти выход из запутанной системы развилок и победить Минотавра.

В нашем дворце Минотавра нет. Проверено лично.