На днях я упомянула дом на улице Воровского, в котором Юрий Тынянов снимал комнату со своим двоюродным братом Мишей Гаркави в гимназические годы.
Вениамин Александрович Каверин в свое время поддержал идею создания в нём литературного музея, предложив дать музею имя Ю. Н. Тынянова.
В Горисполкоме решили, что литературный музей непременно должен стать филиалом Музея-заповедника. Ещё не было необходимого решения местной власти, а Вениамин Александрович, зная приговор своему здоровью, спешил: написал в Министерство культуры, Союз писателей СССР, принёс в дар будущему музею сохранённую им часть библиотеки Тынянова, позднее – некоторые свои рукописи и вышедшие в разных издательствах и в разное время свои книги.
Из больницы В. А. Каверин перечислил 3 тысячи рублей «на создание литературного музея» – временный приют деньгам дал местный Фонд культуры. Много книг подписал музею (на большей части просто расписался – не было сил).
29 апреля подарил будущему музею все Тыняновские сборники… 30 апреля Вениамина Александровича увезла «скорая», а в ночь на 2-е мая его не стало…
Пока суть да дело – Фонд культуры истратил деньги на свои нужды…
Это был ещё 1989 год. Дом уже однажды горел. К 2010 году участок земли с домом дважды выставляли на торги – он был продан, но… Уже тогда владелец соседнего дома №7, превративший бывший детский санаторий "Здоровье" в роскошную гостиницу, ждал, когда «дом Кузнецова» вновь выставят на торги – он собирался построить в саду уже семейный особняк.
А именно сейчас как раз горит соседний дом:
***
К 100-летию со дня рождения Всеволода Смирнова (1922-1996) 2022 год объявлен «Сообществом защиты памятников Пскова» Годом Всеволода Смирнова.
Я писала о Всеволоде Петровиче, необыкновенном Мастере – «Что творил во Пскове человек эпохи Возрождения».
Решение о создании музея Всеволода Смирнова было принято еще в 1996 году. Прошло 25 лет… Воз и ныне там. То есть, вероятно, там же...
Сегодняшним числом нашла: Дом кузнеца 05.11.2022 – Форма собственности – частная.
***
Коллекции и экспозиции музея Псковский Кузнечный двор до 2018 года состояли из трех основных частей – жилых помещений, действующей кузницы и музея под открытым небом.
В стилизованной кузнице проводили мастер-классы для детей и взрослых. Дети изготавливали монеты, а их родителям, как правило, кузнец ставил задачки посложнее. В музее можно было заказать ковку уникального изделия у одного из мастеров.
Одна из услуг – проведение свадебных обрядов. В День скобаря на территории Кузнечного двора проходили развлекательные программы.
Во дворе находилась экспозиция изделий, выкованных из стали вручную:
- самовар вместимостью 100 л;
- замысловатые механизмы;
- автомобиль и другой транспорт;
- железный снеговик;
- огромный револьвер, у которого можно было взвести и нажать на курок;
- внушительный зонт, под которым можно было спрятаться не только от дождя, но и от конфликтов с любимыми людьми (говорили, что если вы «побили горшки» с кем-то из близких, нужно немного постоять под стальным зонтиком, и все непременно уладится);
- передвижной мангал на колесах, который сильно смахивает на первые авто начала XX века;
- памятник снетку – рыбе, которой в реках Пскова всегда было настолько много, что можно было вылавливать ее шапкой. Вместо чешуи тело рыбы покрыто маленькими снетками. Детям сразу предлагали найти среди них золотую рыбку и загадать ей желание.
Многие экспонаты демонстрировали отменное чувство юмора мастеров:
- стул «под мухой» (это действительно стул, над которым висит стальная муха);
- качели с ванной вместо кабинки, которые так и называются – «воздушные ванны»;
- луноход, который по совместительству является походной кухней;
- железный человек – у него двигается рука, а уши сделаны из арматуры;
- пояс верности (куда уж без него).
С 2018 года Кузнечный Двор закрыли на реконструкцию.
Отзывы граждан в октябре 2018: К великому горю друзей и почитателей, позору властей Пскова Кузнечный двор закрыт и больше его нет. Душа Пскова умерла.
Чудесные экспонаты рассредоточили по разным площадкам: что у Поганкиных палат, что у Постниковых.
Этим летом реконструкция завершается.
"Мы решили экспозицию в музее посвятить жизни обычного горожанина, который мог быть и купцом, и ремесленником, имел какие-то свои увлечения, занятия."
– Эльвира Королёва, заместитель директора Псковского музея-заповедника по научной работе
Судя по отзывам, псковичи сомневаются, останется ли "душевным" любимый ими уголок – Кузнечный двор, к которому прикоснулась алчная рука официоза.
***
Музей, созданный вдовой Спегальского О. К. Аршакуни.
В одном из отзывов прозвучало:
И это не просто музей, а музей-квартира. Для его создания много сил приложила семья, что в общем-то и понятно. В этом месте прошло все детство и отрочество архитектора, все здесь очень тесно с ним связано. Спегальский очень много сделал для восстановления Пскова после войны.
Все не то и не так! Семья Юрия Павловича – только Ольга Константиновна. В этой квартире он и года не прожил. А восстановлению Пскова он посвятил всю свою жизнь!
Специалисты и почитатели Юрия Павловича уверены: для музея справедливо было бы восстанавливать дом бабушки Спегальского – Дом Печенко, который в прошлом году выглядел таким образом:
А Юрий Павлович на основании подробного изучения видел здание XVII века таким:
Привела этот снимок, встретив один из отзывов 4 октября 2016 г. :
Вот где у меня мурашки покрыли все тело!
Что случилось!!?? Почему я так впечатлилась? Может осознание придёт позже... Я обошла всю территорию с каким то трепетом. Ничего особенного – таких домов памятников на Руси масса, так почему мне никак не уйти! Почему именно это место такое близкое и родное? Женщина, проходившая мимо, сказала что понимает меня...не всем дано, мистика.
Кстати, нет в городе и:
- Музея «Слова о полку Игореве», который создал Л. А. Творогов в своём Древлехранилище. Нина Петровна Осипова, возглавившая Древлехранилище после Леонида Алексеевича, отстояла под этот музей «дом Массон» (Комсомольский переулок, д.6 – Решение Горисполкома №472 от 15.12.1988), планируя назвать его Музеем книги имени Л. А. Творогова. К 1100-летию Пскова Министерство культуры РФ помогло (финансами) реставрировать дом, но вместо Древлехранилища благодать неожиданно сошла на фонды... А Музей книги (старопечатных и рукописных книг, редчайшей коллекции «Слова о полку Игореве»!) так и не появился…
- Музея фрески, концепция которого официально признана, одобрена и утверждена в октябре 1991 года академиками Д. С. Лихачёвым, А. М. Панченко, А. А. Мыльниковым, Ж. М. Вержбицким, А. К. Крыловым… Фрески псковских мастеров как уехали на реставрацию в Эрмитаж, так там и остались.
"Юрий Тынянов в Пскове" , Т Вересова. "Псковский летописец"1(2)/2010
Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.