XX век. 1 ноября 1981 года Русская православная церковь заграницей канонизировала практически всех членов императорской династии Романовых, убитых большевиками, а также многих из тех, кто пожелал разделить их участь. Канонизация царской семьи в России состоялась лишь спустя девятнадцать лет - 20 августа 2000 года. Причислять к лику святых всех Романовых без разбору Московский патриархат не решился. Но ещё задолго до того, как в российских церквях официально появились иконы последнего императора, его супруги и их детей, состоялась канонизация ещё одной представительницы царской династии.
Думаю, вы уже догадались, о ком идёт речь. Я долго думал, стоит ли писать про неё. Ведь хочется поделиться с вами чем-то новеньким, о чём вы могли и не слышать. А ни разу не услышать имя святой великой княгини Елизаветы Фёдоровны сейчас крайне сложно - церкви в её честь стоят по всей стране. Её христианский подвиг как-то сразу ушёл в народ. Вот есть официально почитаемые святые, а есть те, к которым люди идут со своими бедами и горестями. Как когда-то шли к ним к живым. Вот только к живой Елизавете Фёдоровне люди не ходили - она сама к ним шла.
Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская - так звали её на родине. Или просто Элла. В семье великого герцога Гессенского и Прирейнского Людвига IV она была вторым ребёнком и второй дочерью. А в 1884 году Элла приехала в Россию, чтобы стать женой младшего брата русского царя Александра III. О, российская общественность не уставала удивляться этой паре. Он такой холодной, чопорный, высокомерный. Да ещё по слухам предпочитает женщинам мужчин. И она, такая милая, светлая, воздушная. Окружающие были убеждены: Элла настолько несчастна в браке, что скрывает это ото всех, включая себя. Конечно, ведь никто так не знал настоящего великого князя Сергея как она.
Принцесса Гессен-Дармштадтская как-то сразу стала русской. Говорила по-русски без тени акцента. Она не просто перешла в православие, она прониклась верой до глубины души. В подмосковном имении мужа первым делом открыла больницу, организовывала ярмарки для крестьян. Глупости, Элла была счастлива. И хотела, чтобы вокруг неё все тоже были счастливы. Ведь это они с мужем стали тайными посредниками любовной переписки племянника Сергея, цесаревича Николая, и младшей сестры Эллы, Алисы. Будущих последних императора и императрицы всероссийских.
Она была счастлива. До того страшного дня, когда своими руками в Кремле собирала окровавленные куски своего разорванного бомбой любимого мужа. Но у неё хватило сил навестить в тюрьме убийцу и... простить его. И даже написать прошение о его помиловании. Террорист Иван Каляев рвал и метал - он ждал ненависти в ответ на свою ненависть, но никак не прощения. В обществе гнусно шептались: "Рада, небось, что избавилась от супруга-мужеложника". А она в это время шла за гробом Андрея Рудинкина. Это кучер, погибший вместе с её мужем, вдова и дети которого благодаря ей не остались голодными после потери кормильца.
Родственники больше не узнавали Эллу, её как подменили. Продав все драгоценности, она купила усадьбу, где и возникла Марфо-Мариинская обитель милосердия. Только это был не монастырь. Здесь работали больница, аптека, приют, бесплатная столовая. Сёстры тут служили не только Богу, но и людям. Они не отрекались от мира и вполне могли затем создать семью. Там, за стенами обители. А тут они спасали. Лечили, кормили, помогали находить работу. Романовы были в шоке! Великая княгиня лично ходила даже на Хитров рынок, где вполне могли прирезать средь бела дня. Выкупала у профессиональных нищих и алкоголиков их детей, чтобы дать им путёвку в жизнь. И что интересно, не прирезали. Самые отбитые на голову отморозки пасовали перед её смелостью и уважали её.
С началом Первой Мировой обитель разрослась. Заработал госпиталь для раненых. Открылась мастерская по сбору протезов. С сестрой Элла давно уже не общалась, не одобряя её отношения к Распутину, которого считала проходимцем. Тем более что в убийстве "старца" принял участие великий князь Дмитрий Павлович, которому она с младенчества заменила мать. Какое уж тут общение.
Могла ли Елизавета Фёдоровна бежать из России после революции? Знаете, даже как-то странно рассматривать такой вопрос. Нет, физически может и могла. Эллу арестовали через полчаса после того, как обитель покинул посетивший её патриарх Тихон. Ирония судьбы - на Урале в Алапаевске великую княгиню поместили под арест в местной школе. А она открывала школы, чтобы учить детей.
Впоследствии гибель Елизаветы Фёдоровны обросла легендами. Якобы крестьяне ещё несколько дней слышали из шахты церковное песнопение. Потом извлекли тела, и тело князя императорского крови Иоанна Константиновича (который сам собирался стать священником) оказалось перевязанным апостольником Елизаветы Фёдоровны. Но следователи утверждают, что всё было гораздо приземлённее и страшнее - месиво из взорванных брёвен и тел. Кто остался жив при падении в заполненную водой шахту, наверняка тут же утонул.
Белогвардейцы вывезли тело великой княгини из России и доставили в Иерусалим, где обряд погребения осуществил лично патриарх Дамиан. Тем самым исполнив её последнее желание.
В 1998 году на фасаде над портиком западного входа Вестминстерского аббатства установили скульптуры мучеников XX века всех христианских конфессий. Тут и монах-францисканец Максимилиан Кольбе, погибший в Освенциме. И лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер, повешенный нацистами. И архиепископ Сан-Сальвадорский Оскар Ромеро, застреленный боевиками во время церковной службы. Елизавета Фёдоровна в этом ряду четвёртая слева, чуть левее Мартина Лютера Кинга.
Читайте в этом цикле: