Найти тему

Задачи в одно действие на вычитание. Придумываем и решаем.

Оглавление
В тазу плавала одна рыбка. Котик украл рыбку, сколько рыбок осталось в тазу? Фото из интернета.
В тазу плавала одна рыбка. Котик украл рыбку, сколько рыбок осталось в тазу? Фото из интернета.

Иногда мы едим яблоки, а иногда сочиняем про них задачи. А задачи - как сказки, мы их можем придумывать с разными целями. Хотим научить ребенка считать? Развить воображение? Выучить новое слово? Воспитать? А может быть нам просто нечем заняться пока мы едем в автобусе?

Родители часто боятся заниматься с детьми: вдруг не так надо объяснять, вдруг задания слишком простые? А бояться не надо и правило тут может быть только одно: смотрим за реакцией ребенка. Если ему слишком сложно - упростить, слишком просто - усложнить, не нравится решать в голове - загибать пальцы, не интересуется яблоками - задавать задачи про криперов и зомби. Мамы (или другие близкие люди) могут себе это позволить.

Доченька, у меня в кармане три конфеты, одну хочу тебе отдать, сколько тогда у меня останется?

Мама купила 2 килограмма помидоров и 1 килограмм огурцов. Сколько килограммов овощей купила мама?

Вряд ли малышу понравится считать невкусные овощи, зато он лишний раз услышит как употребляются слова "килограмм" и "помидор" во множественном числе! А 2 и 1 он сложит между делом.

Кстати, можно и на иностранных языках задачи придумывать, тогда и девятиклассника можно 5-1 спросить.

Ушел, съел.

В каких задачах мы используем вычитание? Самый понятный сценарий тот, при котором что-то куда-то девается.

На поляне прыгали 5 зайчиков, 2 ускакали. Сколько зайчиков осталось на поляне?

Вещи в задачах могут терятся, еда съедаться, люди уходить, а пузырьки с магическим зельем - исчезать.

Папа купил три банана, один Петя съел. Сколько бананов осталось?

Выделяем признак.

Но далеко не во всех задачах герои исчезают. Нас может интересовать их разнообразие по какому-то признаку.

На парковке стоят 5 машин, 3 из них - грузовые, остальные - легковые. Сколько легковых машин на парковке?

По моему опыту лучше всего считаются "противоположности", особенно если различия можно увидеть: большой - маленький, белый - черный, кривой - ровный. Да и формулировать их проще, не надо проговаривать, что ложки были только металлические и пластиковые, а деревянных в задаче не было.

На три меньше.

Ну и, конечно, задачи на сравнение.

У Миши 4 машинки, а у Васи - на одну меньше. Сколько машинок у Васи?

Только не надо делать обидных сравнений, с использованием имени своего отпрыска. У вас есть прекрасная возможность напомнить ребенку какой он быстрый, как хорошо помогает маме и замечательно решает задачи! Причем по всем правилам психологии: восхваляться будут поступки, а не сам ребенок.

Коля подтянулся 5 раз, а папа - 3. На сколько раз Коля подтянулся больше раз, чем папа?

Квартиры, разрезы, заборы.

Попробуйте решить простую задачу:

У входа в наш подъезд написано, что в нем находятся квартиры с 21 по 40. Сколько квартир в нашем подъезде?

В олимпиадах еще встречаются задачи про выпавшие из книги страницы или мальчиков, которые каждый день с 12 по 14-е число играют в футбол. Во всех этих задачах надо уметь сдержать порыв вычесть из одного числа другое. А вычитать и правда надо, только не номер первой квартиры своего подъезда, а номер последней из предыдущего.

Неплохо еще обсудить с ребенком, что тремя разрезами мы делим веревку на четыре части, а если в решетке из духовки прутики расположены через сантиметр, то 20 - сантиметровая решетка будет состоять из 21 прутика.

Вдоль дороги стояли три красные машины. Между каждой парой красных машин припарковалось по одной желтой. Сколько всего стало машин припарковано?

Ну и напоследок:

Единственный постоянный читатель моего канала начал читать статью в 19:58, а закончил - в 20:01. За сколько минут он прочитал статью?