В последние годы (и даже десятилетия) в головы российских бизнесменов и инженеров неоднократно приходили идеи по выпуску новых отечественных автомобилей – и если одни грезили о бюджетных легковушках для широких масс населения, то другие создавали (точнее пытались создать) электромобили и даже суперкары.
Но, к сожалению, практически все амбициозные проекты постигла незавидная судьба, по крайней мере, ни один из них так и не был воплощен в жизнь, так и оставшись на стадии обещаний – зачастую не просто громких, а скорее фантастических. Примечательно, но во всех случаях без исключения все неудачи можно списать на скверный менеджмент, плохое бизнес-планирование (в некоторых ситуациях – даже мошенничество) и изначальную завиральность.
1. Marussia
Амбициозный проект по созданию российских суперкаров Marussia была запущен в 2007 году в Москве шоуменом и гонщиком Николаем Фоменко, причем уже в следующем году представили первую модель – B1. Автомобили марки собирались покорять сердца россиян не только эксклюзивностью, но и доступностью, поскольку планировалась 80-процентная локализация готовой продукции.
Все казалось более чем серьезным – так в 2010-м на Тверской в Москве был открыт первый шоурум Marussia Motors… и даже последовала сборка нескольких десятков суперкаров! Однако уже в 2014 году все работы по «Марусе» официально прекратили, судя по всему, из-за нехватки сил, знаний и ресурсов.
2. Ё-мобиль
Пожалуй, Ё-мобиль – самый известный и скандальный проект российского народного автомобиля с гибридным приводом, старт которого с большой помпой был объявлен в 2010 году группой «Онэксим» Михаила Прохорова. Еще бы, ведь только первоначальные инвестиции составляли 150 миллионов евро!
Уже в 2010-м были представлены первые ходовые прототипы Ё-мобилей, а на 2012 год планировалась их сертификация, причем даже озвучивалась невероятная цена: от 350 до 500 тысяч рублей. Более того, проект получил «зеленый свет» на государственном уровне, подняв еще больше шумихи и собрав порядка 50 тысяч предварительных заказов…
Однако уже в 2014 году Ё-мобили канули в лету из-за «недостатка финансирования», причем ни один из восьми этапов планового превращения первоначальной идеи в серийный автомобиль так и не воплотился в жизнь.
3. Zetta
Осенью 2019 года в Тольятти на площадке Завода высокоточных деталей (ЗВД) планировался запуск производства нового российского электромобиля Zetta – небольшой машинки категории L7 с электромоторами на осях с начальной ценой в 550 тысяч рублей.
Однако у автора проекта – Дениса Щуровского – не хватило на то ресурсов, а государство, вложившее в данную затею более 300 миллионов рублей, отказалось от дальнейших инвестиций. Да и частных инвесторов не нашлось. В итоге летом 2022 года объявили об окончательном закрытии стартапа Zetta, всего же за это время успели собрать пять электромобилей.
4. Родстер «Крым»
Родстер «Крым» – помпезный проект среднемоторного родстера на агрегатах Lada Granta, созданный в 2013 году в МГТУ имени Баумана в рамках практических студенческих работ. В 2016-м был представлен первый ходовой прототип двухдверки, а в 2019 году – дебютировала его доработанная модификация. Третий, он же финальный, прототип обещали представить в октябре 2022 года, но на этом пока тишина.
Вероятнее всего, очередной амбициозный проект канет в лету, даже не приблизившись к серийному производству. А ведь автомобиль подобного формата явно бы пользовался спросом у молодежи, особенно по цене до 1.5 миллиона рублей (именно за столько родстер планировали продавать).
5. Кама-1
Про электромобиль Кама-1 – трехдверный хэтчбек длиной 3.7 метра со 109-сильным электродвигателем и литий-ионной батареей – в последнее время не слышал разве что только мертвый, поскольку разработку Центра компьютерного инжиниринга СПбПУ и КАМАЗа пиарили все и вся.
Более того, еще в 2021 году обещали запустить серийный выпуск автомобиля, причем в него активно инвестировали, в том числе и государственные структуры. Однако после старт производства перенесли на 2024-й… ну а там не исключено, что про него также все потихоньку забудут, как и про другие нашумевшие проекты.