Найти тему

Дом волжских «пароходчиков» Тихомировых. К истокам «Жестокого романса»

Необъятные просторы Волги-матушки издавна дарили желанную отраду русской душе. Ярославль был первым русским городом, основанным на великой реке. С начала XI века отважные первопроходцы обустраивали здесь свою жизнь, ходили на ладьях до Хвалынского (Каспийского) моря, принимали иноземных гостей.

Вид Волги в Ярославле
Вид Волги в Ярославле

Интересно, что суровые викинги, не единожды ввергавшие в ужас средневековую Европу, на Руси вели себя гораздо более сдержанно. Здесь варяги предпочитали мирно торговать или служить в княжеских дружинах. Очевидно, подобный «кодекс поведения» был продиктован им славянами внятно и доходчиво.

Под стать широкому волжскому приволью были удалые развлечения наших предков. Воспетая Гоголем «быстрая русская езда» отнюдь не исчерпывалась стремительной гоньбой на лихих тройках с бубенцами. Во второй половине XIX века в моду вошли иного рода «перфомансы», поражавшие своей зрелищностью и поистине титаническим накалом борьбы. Речь о гонках волжских колёсных пароходов.

Башков В.Г. Вид Ярославля с буксирным пароходом «Лебедь». 1856 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника
Башков В.Г. Вид Ярославля с буксирным пароходом «Лебедь». 1856 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника

В Ярославле эту молодецкую забаву связывают с фамилией здешнего купца-пароходчика Петра Васильевича Тихомирова. Красавец и богатырь, он владел несколькими судами, и сумел скопить значительное состояние, исполняя подряды на перевозки крупных партий товара – хлеба, железа, строевого леса и пр. Его торговые маршруты пролегали по всему Волжско-Камскому бассейну - вплоть до Перми, Самары и Астрахани.

Яркое воплощение колоритная фигура купца Тихомирова нашла в творчестве непревзойденного знатока волжской жизни Владимира Алексеевича Гиляровского.

По его авторитетному свидетельству, именно Петр Тихомиров является прямым прообразом легендарного героя пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» - купца Сергея Сергеевича Паратова - «блестящего барина, из судохозяев»!!

Многим этот персонаж запомнился по фильму «Жестокий романс» (1984 г.) в ярком исполнении Никиты Сергеевича Михалкова.

Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова  https://ziva-club.ru/nikita-mikhalkov-biografia/
Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова https://ziva-club.ru/nikita-mikhalkov-biografia/

Так, из рассказа Гиляровского «Под «Веселой козой» (из цикла «Друзья и встречи») следует, что драматург А.Н. Островский лично знал Тихомирова, и даже участвовал в гонках на его пароходе «Велизарий»:

«Об этом разудалом купеческом капитане Тихомирове я слышал много лет спустя рассказ от одного из моих товарищей по сцене, провинциального актера К. В. Загорского …

Загорский был прирожденный москвич, друг детства Александра Николаевича Островского. Как-то раз (Загорский) спросил меня:

– Ты, конечно, видел «Бесприданницу»? ...

– «Шуруй, шуруй. Сало в топку. Окорока в топку!» – вот и все, милый Костя, что я помню о «Бесприданнице».

– Ну вот, ты теперь поймешь, как создавал свои живые типы Александр Николаевич.

Однажды А. Н. Островский повез Загорского прокатиться по Волге. До Ярославля они ехали по железной дороге, а там сели на пароход «Велизарий».

Очень ярко Загорский изображал Тихомирова, богатыря военного вида, с усами, в капитанской с галуном фуражке …

– Тихомиров влетел на мостик … и принял командование в то время, когда пароход уже повернул на низ.

– До полного! – загремел его голос.

Впереди нас дымил «Самолет», только что отошедший от пристани. Мы с Александром Николаевичем и с тремя почетными пассажирами сидели на мостике около лоцмана.

– Все ближе и ближе подходили к «Самолету». Уж можно было прочесть над колесами надпись золотыми буквами «Легкий» …

… Островский, у которого тоже веселым спортсменским огнем горели глаза, успокаивал меня: – Он всегда так! Сейчас перегоним, а там пойдем своим ходом. Ничего! Сейчас перегоним!

Первое издание пьесы А.Г. Островского «Бесприданница» в журнале «Отечественные записки», №1 за 1879 г. http://www.auction-imperia.ru/book/70_3.htm
Первое издание пьесы А.Г. Островского «Бесприданница» в журнале «Отечественные записки», №1 за 1879 г. http://www.auction-imperia.ru/book/70_3.htm

Через полчаса бешеного хода мы нагнали и стали обгонять «Легкого», с мостика которого капитан в белом кителе, окруженный пассажирами, и в том числе щеголихами-дамами, грозил нам кулаком и что-то кричал, должно быть, ругался».

Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. «Ласточка» догоняет «Святую Ольгу»
Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. «Ласточка» догоняет «Святую Ольгу»

Не правда ли, тут полная аналогия с одной из лучших сцен отечественного кинематографа – незабываемыми гонками «Ласточки» и «Святой Ольги» из к/ф «Жестокий романс»! Не хватает только Ларисы – с азартным блеском в глазах стоящей у штурвального колеса. А уж ей ли, русской красавице, было страшиться грохота корабельных валов! Напротив, она умоляла: «Сергей Сергеич, быстрее надо»!

Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова и Л.А. Гузеева в роли Ларисы
Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова и Л.А. Гузеева в роли Ларисы

В моей ярославской семье также из уст в уста передавались рассказы о состязаниях колесных пароходов. Пра-предкам доводилось созерцать грандиозную «регату» во время загородного гулянья в прибрежной Полушкиной роще. И как можно было понять, масштабные гонки казались им не менее увлекательными, чем современные заезды «Формулы-1».

Интересные подробности удалось узнать из ярославских печатных источников:

«Инициаторами состязаний выступали крупные конкурирующие судовладельцы «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий». К ним присоединялись «независимые» судовые команды, спонсируемые ярославскими табачными магнатами Дунаевыми и Вахрамеевыми …

Николай Дмитриевич Мыльников. Портрет ярославского купца. 1830-е гг. https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/luchshie-portrety-kupcov-v-russkoj-zhivopisi
Николай Дмитриевич Мыльников. Портрет ярославского купца. 1830-е гг. https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/luchshie-portrety-kupcov-v-russkoj-zhivopisi

Дистанция определялась в двенадцать вёрст – от пригородного поселка Норское до Арсенальной башни. Старт давал городской судья выстрелом из пистолета, после чего пароходы устремлялись вперед.

Вид Волги от пристани Норского посада
Вид Волги от пристани Норского посада

Команды до предела форсировали котлы, подливая в топки сало. Из труб летели искры, колесные плицы с шумом били по воде. Азарт был столь велик, что даже монахи прибрежного Толгского монастыря высыпали на берег, вознося молитвы Всевышнему за победу своих фаворитов».

Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова  https://img51994.domkino.tv/img/2010-10-11/fmt_114_3046-scr2.jpg
Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова https://img51994.domkino.tv/img/2010-10-11/fmt_114_3046-scr2.jpg

И еще, яркая личность Петра Тихомирова в немалой мере проясняет вопрос о причинах «примерного» поведения суровых викингов на русской земле. Ярославский купец был потомком тех, что умели за себя постоять, не давали спуску любым преступным и враждебным проявлениям.

Так, Гиляровский в том же рассказе «Под «Веселой козой» пишет, что в 1870-х гг. сущим бедствием для Нижегородской ярмарки стала банда «персов-душителей» под предводительством свирепого атамана Али-Бера:

«Много лет ездил на ярмарку со своей шайкой Али-Бер. Полиция его не смела трогать, игорные дома платили ему дань. Слухи про него ходили самые зловещие, но взять его никто не решался. Боялись его грозного вида и кинжала в золотых ножнах, за ручку которого, сверкая глазами, он хватался при всяком удобном случае. Высшее начальство вообще старалось не касаться трущобного мира ярмарки.

Избавил ярмарку от Али-Бера и его шайки пароходчик Тихомиров. Как-то ночью он зашел в Кузнецовские номера, где играли в карты купцы, его приятели. Игра шла очень крупная. Неожиданно появился Али-Бер со своими двумя адъютантами и по обыкновению потребовал доли.

Произошел спор. Али-Бер наполовину вынул кинжал из ножен и угрожающе сверкал глазами.

Тихомиров, как всегда, не совсем трезвый и не игравший, спокойно подошел к нему и, не говоря ни слова, своим тяжелым кулачищем трахнул его по уху. Тот, как сноп, повалился на пол.

Поднялась суматоха. Все вскочили. Адъютанты выбежали было в дверь, но их схватила в коридоре прислуга. В конце концов их всех связали, явилась полиция, которая при обыске нашла в карманах у каждого из них, в том числе и у Али-Бера, пришедшего тем временем в себя, по волосяному аркану.

С тех пор душителей больше не появлялось на ярмарке, а Тихомиров продолжал свои гонки с «Самолетом».

Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова. Из открытых источников
Кадр из фильма «Жестокий романс», режиссёр Э. Рязанов, Мосфильм, 1984 г. Н.С. Михалков в роли купца Паратова. Из открытых источников

Дом купцов Тихомировых сохранился в Ярославле на Волжской набережной (ныне д. 67). Он построен в 1870-х гг., и особыми архитектурными изысками не блещет.

Дом купцов Тихомировых на Волжской набережной в Ярославле. 1870-е гг.
Дом купцов Тихомировых на Волжской набережной в Ярославле. 1870-е гг.

Однако есть у него уникальная особенность – на главном фасаде расположены сразу два балкона, установленных на ажурных чугунных консолях.

Балконы усадебного дома Тихомировых
Балконы усадебного дома Тихомировых

Нижний, больший по размерам, явно предназначался для любования волжскими просторами в дружеском кругу купцов-пароходчиков – людей своеобычных, состоятельных, немало преуспевших в жизни.

Дом Тихомировых на дореволюционном плане Ярославля (обозначен красным цветом)
Дом Тихомировых на дореволюционном плане Ярославля (обозначен красным цветом)

А вот верхний, маленький балкончик, отчасти похож … на капитанский мостик! Известно, что о его обустройстве Пётр Васильевич Тихомиров хлопотал с особой настойчивостью. В своем прошении властям он писал: «При доме моём, состоящем в 1-й части г. Ярославля на Волжской набережной, желаю я устроить чугунный балкон». Видно, при всем своем неукротимом нраве, волжский купец был в душе неисправимым мечтателем и романтиком …

Охранная табличка на доме Тихомировых
Охранная табличка на доме Тихомировых

В 1881 году усадьба отошла 4-м его сыновьям: Фёдору, Алексею, Павлу и Константину Петровичам.

Фасад дома Тихомировых
Фасад дома Тихомировых

В 2010-х гг. дом Тихомировых был капитально отреставрирован при содействии ярославского коллекционера и мецената Вадима Юрьевича Орлова. О нем мы рассказывали на нашем канале

Ярославский вид с туристическими теплоходами
Ярославский вид с туристическими теплоходами
-17