Найти тему
Задача выжить

В России серьёзно модернизировали «Буяны» - заявка на лучший МРК или большой просчёт?

Оглавление

Тема малых ракетных кораблей в нашей стране получила довольно серьёзное развитие, ведь они по ряду причин очень удачно вписались в концепцию ВМФ. Дешевизна, довольно серьёзное вооружение и модернизационный потенциал - ключевые свойства кораблей данного типа. Например, проекта 21631, более известного как «Буян-М». Сейчас их на флоте 10 единиц, плюс два проходят испытания, но по последним сообщениям уже готовится их полноценная замена. Более подробно мы сейчас её и рассмотрим.

Источник: twitter.com/yorukisik. В кадре МРК "Гард Свияжск" во время перехода через пролив Босфор. Корабли данного типа являются частыми гостями Средиземного моря и своими ракетными установками позволяют контролировать огромную территорию.
Источник: twitter.com/yorukisik. В кадре МРК "Гард Свияжск" во время перехода через пролив Босфор. Корабли данного типа являются частыми гостями Средиземного моря и своими ракетными установками позволяют контролировать огромную территорию.

Приветствую на канале!

Логическим продолжением нынешних «Буянов» стал проект 21635 «Сарсар» - довольно серьёзно переработанный корабль, с внушительным набором изменений, но обо всём по порядку. Первое, что сделали разработчики – улучшили мореходные качества в лучшую сторону путём изменения корпуса и замены водомётных движителей на классические винты. Хорошо известно, что у базового «Буяна-М» с этим были проблемы, и применять своё вооружение при неподходящих погодных условиях он банально не мог. Но вопрос здесь в другом - а нужно ли ему это было? Вся суть проекта заключалась в том, чтобы быть мобильной пусковой установкой для ракет «Калибр», целями которых являлись базы США в Европе и Ближнем Востоке, так как по договору РСМД на земле мы такие установки держать не могли. Именно по этой причине у корабля, скажем так, своеобразная мореходность с низкой осадкой для действий в условиях рек, а также один существенный нюанс, на котором пришлось сэкономить – крайне слабая ПВО, представленная в виде ЗРК «Гибка-Р», в основе которого перехватчики от «Иглы» или «Вербы». Ну то есть их эффективность в современной войне заканчивается на низколетящих беспилотниках и вертолётах на дистанции в несколько километров, а сбить что-то действительно серьёзное не представляется возможным, особенно ПКР. Исправили это недоразумение в «Сарсаре»? Удивительно, но нет. Там всё та же «Гибка-Р», и никаких «Панцирей», и уж тем более «Редутов». Особенно странным такое решение выглядит на фоне улучшения мореходных качеств, которые подразумевают работу вне зон защиты наземных ЗРК.

Источник: ТАСС, автор - Сергей Мальгавко. На фото ключевой минус МРК, если рассматривать его как самостоятельный элемент, работающий далеко от родных берегов - "Гибка-Р", в основе которой четыре зенитных ракеты из состава ПЗРК "Игла" или "Верба".
Источник: ТАСС, автор - Сергей Мальгавко. На фото ключевой минус МРК, если рассматривать его как самостоятельный элемент, работающий далеко от родных берегов - "Гибка-Р", в основе которой четыре зенитных ракеты из состава ПЗРК "Игла" или "Верба".

Но, что действительно изменилось, так это вооружение и здесь придраться не к чему при беглом осмотре. Ключевой особенностью «Сарсара» выступает наличие двух пусковых установок 3С14 по 8 ракет в каждой. Доподлинно неизвестно, какая именно версия ПУ, но, учитывая рост габаритов и водоизмещения, рискнём предположить о возможности пуска всех самых современных ракет отечественно ВМФ. Само собой, это вся линейка «Калибров», кроме ракето-торпед семейства 91Р – противолодочных функций у «Сарсара» нет, хотя изначально из него планировали сделать корабль ПЛО. А если по существу, то наш МРК сможет достать сухопутную цель на дистанции в 2600 километров, если применять вариант 3М-14 со специальной боевой частью. До вражеского корабля можно дотянуться с расстояния в 500, что, например, для Чёрного моря означает его полное закрытие, а залп из 16 ПКР сможет нанести серьёзный урон самой мощной КУГ или даже АУГ. Далее по списку идут «Ониксы», способности которых хорошо известны – любой НК или наземная цель на расстоянии 800 километров при высотном режиме полёта будут нейтрализованы примерно за 15-20 минут. Ну и последним по списку, но не по возможностям стоит «Циркон» или как минимум его специальная МРК-версия - о нём мы уже много раз говорили, но если кратко, то максимальная дистанция примерно в 1500 километров преодолевается всего за 10 минут. С таким мощным арсеналом «Сарсар», при условии полноценной пусковой, выглядит внушительно, но проблема ПВО никуда не делась, увы.

Источник: ansokolov39.livejournal.com. Предположительно модель МРК проекта 21635 "Сарсар", где хорошо видно наличие двух пусковых установок 3С14. Однако есть один нюанс - также есть "Панцирь-М", который в финальной версии отсутствует.
Источник: ansokolov39.livejournal.com. Предположительно модель МРК проекта 21635 "Сарсар", где хорошо видно наличие двух пусковых установок 3С14. Однако есть один нюанс - также есть "Панцирь-М", который в финальной версии отсутствует.

Ну а теперь главный вопрос – а нужен ли такой корабль флоту? Ни в коем случае. Во-первых, рост ударных возможностей – это не всегда плюс, как бы странно это не звучало. Как минимум такой подход влечёт за собой удорожание проекта, которое флоту никоим образом не нужно. Во-вторых, у нас есть куда более сбалансированный и без преувеличения лучший МРК за всю историю отечественного ВМФ – речь, конечно же, про «Каракурты» проекта 22800, где ударные возможности пропорциональны его собственной защите. Кстати, здесь тоже есть кое-какие новости, но о них в следующий раз. Да, у него всего 8 ракет против 16, но зато весьма приличная защита от целей с воздуха, которая оправдала себя на 100 процентов в реальных боевых условиях, приправленная неплохой мореходностью и отличным РЛК. Ну и в-третьих, минусы базового «Буяна-М» никуда не делись – чрезвычайно слабая защита от воздушных целей фактически ставит крест на успешности применения. Особенно странным это решение выглядит на фоне улучшения мореходных качеств, которые фактически нивелируют изначальную концепцию по обходу РСМД и действовать в речных условиях становится как минимум затруднительно – если бы просто усилили базовый 21631, то вопросов бы не было. И если изначальная теория про действие МРК в зонах покрытия наземных ЗРК вполне себе жизнеспособна, то сейчас это банально беззащитный корабль, способный действовать исключительно в составе КУГ. И это при том, что нет никаких гарантий наличия улучшенной пусковой установки – вполне возможно, что она ничем не отличается от той, что стоит на классическом проекте 21631.

Источник: forums.airbase.ru, автор - Curious. МРК проекта 22800 являются одним из лучших представителей класса. Не без минусов, конечно, но практически все современные средства нападения они сбивать могут и довольно успешно.
Источник: forums.airbase.ru, автор - Curious. МРК проекта 22800 являются одним из лучших представителей класса. Не без минусов, конечно, но практически все современные средства нападения они сбивать могут и довольно успешно.

Как итог отметим, что МРК типа «Буян-М», для своего времени и своей концепции – это отличные корабли, которые справились с поставленной задачей на ура и нашли применение в нынешней ситуации. Но что касается их дальнейшего развития, то здесь возникают огромные противоречия – чтобы устранить все недостатки, МРК нужно серьёзно переделать, влив огромную сумму денег в этот проект. Но вопрос заключается в том, что нужно ли это всё, если есть «Каракурты», где все вопросы уже решены изначально? С другой стороны, как экспортный вариант - вполне себе, учитывая факт внушительных боевых возможностей предшественника, неоднократно доказанных на практике.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас больше 51 000. Спасибо каждому!