Один мальчик решил, что хочет получить набор карточек с покемонами (под влиянием сверстников). Он подошёл к своему отцу и спросил: «Папа, ты можешь дать мне немного денег, чтобы купить карты с покемонами?»
Отец сказал: «Нет, сынок. Тебе не нужны карты с покемонами. Есть множество способов развлечься, не тратя деньги так легкомысленно на случайное увлечение. Ты выше этого».
Тем не менее мальчик упорствовал. «Но папа, ты не понимаешь! Мне действительно нужно купить эти карты! Все остальные ребята в моём классе уже купили себе карты с покемонами!»
Отец мальчика сказал: «Да неужели? А если бы каждый второй ученик твоего класса выпрыгнул из окна двадцатиэтажного дома, что бы ты сделал?»
Мальчик ответил: «Я бы забрал их карты с покемонами».
Когда дети по пути домой из школы проходили мимо одного старого дома, они всегда шкрябали палками о перила балкона первого этажа и наслаждались получавшимся громким звуком. Пожилой владелец дома, которого давно беспокоил этот ежедневный шум, нашёл эффективное решение проблемы вместо того, чтобы просто ругаться и кричать на них.
Однажды он подозвал к себе детей и сказал им следующее. «Дети, звук, который вы издаёте, настолько хорош, что я буду давать вам по доллару каждый день, если вы будете продолжать в том же духе». И начал давать детям по доллару каждый день.
На следующей неделе он снова подозвал детей. «Дети, теперь у меня осталось мало денег, поэтому я могу давать вам только пятьдесят центов, а не доллар».
На третьей неделе старик в последний раз подозвал к себе детей. «Дети, к сожалению, у меня больше нет денег, поэтому я больше не могу вам ничего давать». Дети заявили, что если нет денег, то не будет и шума, и перестали скрести палками о перила балкона...
***
Теперь попробуем сформулировать проиллюстрированную выше технику манипуляции. Это замена внутренней мотивации (делать что-то для развлечения или для собственного удовольствия, по внутреннему побуждению) внешней наградой (в данном случае делать что-то за деньги), а затем постепенное устранение этой внешней награды (мотивации). В конечном итоге это полностью останавливает вашу деятельность!
Это во многом то, на чём подчас основана наша школьная система образования. И объяснение того, почему школьная система так часто терпит неудачу с некоторыми людьми...