Найти тему
Киберпоп ТВ

Согрешить или сдержать порыв?

  • «"Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". (Мф.5:28). А кто хотел убить, считай, что уже убил? Так ведь получается? Зачем тогда сдерживать свои порывы?»

Шах и мат, что называется. Да, Христос так говорил. И если ты в сердце своем на кого-то злишься, это уже грех. Но все-таки есть большая разница между грехом, который где-то в душе, но еще наружу не вышел, и конкретным делом. Когда грех в душе, он не закреплен, он только душу, дух поражает, но не тело. Человек, может быть, в сердце своем уже прелюбодействовал или убил, но он же это не сделал. И поэтому тот грех, который там, внутри, уже совершен, он не так страшен. Да, это тоже плохо, но это не катастрофа. А вот когда человек уже совершил дело, он закрепил самим деянием то, что у него внутри только намечалось. Тот грех, который внутри, усилился многократно.

Возьмите классический пример из нашей литературы: Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание». Там Раскольников вынашивает план убийства старухи. Внутри себя он уже согласился, что надо пойти и убить. Но одно дело идти туда с топором, другое ― идти оттуда. Это два разных Раскольникова. Когда он возвращается, внутри он уже поменялся, потому что закрепил грех самим делом, материализовал его, а до этого грех был просто в планах. Он там, внутри, уже грешил ― это уже повод для покаяния. Значит, нужно пойти и попросить у Боженьки прощения за свои греховные наклонности (желание изрубить бедную старуху-процентщицу). Но это все-таки только лишь мысль. Мы живем не только духовной, но и материальной жизнью. Поэтому то, что произошло внутри, еще полбеды. А когда она выливается наружу, это уже совсем беда.

Еще пример ― Адам и Ева. Грех Евы начался не с того момента, когда она взяла плод и съела, а когда она посмотрела на это дерево иными глазами и увидела, что оно приятно для глаз, и вожделенно, и хорошо для пищи. Но падение еще не произошло. Само по себе падение случилось, когда она съела плод. Тогда она действием подтвердила собственный грех.

В первые века христианства, примерно во втором веке, возникло движение, которое потом было осуждено и выродилось в секту, изжило себя. Последователи этого движения говорили, что дух сам по себе, а тело само по себе. Поэтому главное, чтобы ты в душе был чист, а то, что с телом происходит, это не важно. На основании этого они себя совершенно не сдерживали в физическом отношении. То есть могли себе позволить какие угодно излишества в пище и так далее. Материальное же не важно, главное духовное! Мы духовной жизнью живем. Подумаешь, что ты пьянствуешь, развратничаешь, ты же на самом деле любишь только свою жену и в душе предан только ей.

Движение это было осуждено очень быстро, потому что у нас душа с телом связаны самым непосредственным образом. То, что происходит с душой, отражается на теле. И наоборот: если ты телом грешишь, то на душе усугубляется все. Захотел старуху-процентщицу зарубить, но это только в душе пока. А если это сделал, то душу еще больше повредил. Не надо ни убивать старух-процентщиц, ни изменять своим женам!

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.