К концу 50-х годов легендарный советский грузовик МАЗ 500, исчерпал свои модернизационные возможности и к началу 80 годов значительно устарел. И в конце 70-х годов с учетом этих факторов, было принято решение сконструировать грузовик с новой кабиной , которая бы отвечала новейшим требованиям. Так на свет появился новый «СуперМАЗ»
Обычно, в СССР СуперМАЗы работали на перевозках в Совтрансавто, но многие из них попадали в автоколонны, работавшие на межгороде в Советском Союзе. К работе на СуперМАЗах допускались только опытные шоферы, имеющие хорошую биографию. На этот грузовик имеется спрос по сей день, так как эти машины берут начинающие фирмы и частники.
19 мая 1981 года на конвейере в Минском автомобильном заводе был сконструирован первый МАЗ-5432. Он имел просторное спальное место, при чем для двух человек, под кабиной находился ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Колесная формула автомобиля была 4*2, а масса составляла 34 тонны. А также усовершенствовали доступ к двигателю: кабина в МАЗ-500 откидывалась на 50 градусов, а на новой модели уже на целых 60. Максимальная мощность первых моделей была 100 км/ч, динамика разгона поднялась до 60 км/ч . Загруженный МАЗ разгонялся за 60 секунд. Снизился и расход топлива, на 5-6 литров
В 1985 году была создана новая, более мощная версия МАЗА 54322 с двигателем ЯМЗ-238Ф2, мощность его составляла 260 л.с . Изменилась так же передняя часть кабины этих грузовиков, а спустя три года создали двигатель ЯМЗ-238Б, мощность которого 300 л.с Масса увеличилась на 10 тонн и составила 44т. В 1988 году двигатели с мощностью 360 и 425 л.с стали устанавливать на автомобили. Сотрудничество с MAN, позволило грузовику выйти на новый уровень, а именно, получить немецкую кабину с некоторыми усовершенствованиями, более поздние версии автомобилей стали выпускать с иностранным двигателем.
В общей сложности было 6 основных моделей:
- МАЗ-5432
Выпуск длился с 1981 по 1988 год, машина имела мощность 280 л.с. и двигатель ЯМЗ
- МАЗ-54321
Выпуск автомобиля начался с 1988 года, он имел новую кабину, двигатели ЯМЗ-8421 (360 л.с.) и ЯМЗ-8424 (425 л.с.)
- МАЗ-54322
Первая модернизация модели произошла в 1985 году и выпускалась она до 1988 года. Он был оснащен двигателем, как у первой модели, но получил улучшенную кабину
- МАЗ-54323
С 1988 года модель изменилась на 54322 и двигатель обрел мощность 300 л.с.
- МАЗ-54326
Совместное производство МАЗ и MAN. Двигатель MAN имел мощность 360 л.с. и 16-ти ступенчатую КПП, производства ZF
- МАЗ-54328
Это самый слабый грузовик из семейства МАЗ. Он имел двигатель мощностью всего 180 л.с. и 5-ти ступенчатую КПП
На конвейере МАЗ-5432 сменился моделью 5440, с 2008 года 5432 более не выпускается.
Прогресс на стоит на месте, и СуперМАЗы сдают свои позиции, все более новым и совершенным автомобилям. Но стоит отметить, что грузовики данного семейства все так же будут продолжать исправно трудиться на фирмах грузоперевозок!