Найти тему
Техника времени

Советская "Баржа" с мотором от танка Т-34. Для чего его применяли

Любим поругать мы свой автопром за отсутствие свежих идей и слабое качество. Обычно в качестве примера всегда выступают автомобили с западного рынка. Вот мол на что надо равняться. Но на самом деле и у нас выпускали по-настоящему уникальные автомобили, аналоги которым вы вряд ли в мире найдете. Вспомним хотя бы МАЗ-541.

-2

В 1956 по заказу от Аэрофлота инженеры минского завода БелАЗ создали этот необычный тягач. Задача перед конструкторами стояла разработать что-то для буксировки самолетов с весом до 85 тонн. Таковыми в те годы были практически все основные летательные средства: Ту-114, ИЛ-18, Ту-104. Внешне машина похожа на седан, но по габаритам это конечно грузовик. 340 см в ширину и почти 8 метров в длину.

Двигатель у автомобиля 500-сильный В-2, объемом почти в 39 литров. Это 12 цилиндровый мотор применяли в том числе и на танках Т-34. Полноприводной автомобиль снабдили возможностью отключать передний мост. Коробка передач пятиступенчатая. Две скорости из 5 для движения задним ходом. Расход топлива был конечно колоссальным — 130 литров на 100 км пути. Максимальная скорость хода 30 км/ч. Передние и задние колеса у этого уникального автомобиля имеют разного производителя. Задние взяли от карьерника МАЗ-525, а передние от ЯАЗ-214.

-3

Автомобиль имеет сдвоенные органы управления и двойную оптику. Кузов занизили отнюдь не в дизайнерских целях, были тому и практические причины. Автомобиль должен был подъезжать максимально близко к шасси самолетов не цепляя фюзеляж. Этим он и отличался от остальных тягачей, которые без буксировочной штанги со своими задачами не справлялись. А вот хромированную решетку радиатора сделали для красоты.

-4
-5

Изначально разговор шел о выпуске 12 таких автомобилей, но в конечном итоге было сделано всего три. Они проработали на аэродромах до 1970-го года. Как раз тогда появились Ту-154 и Ил-62. Масса этих самолетов перевала за 100 тонн и для МАЗ-541 они были не по зубам.