Найти тему
Люся Моренцова

Читаем стихи

Люся Моренцова
Люся Моренцова

Известная петербургская поэтесса, президент фонда «Поэзия улиц», автор многочисленных публикаций, поэтических сборников, авторских проектов «Стихи на салфетках» и «Стихи в темноте», творческого проекта «Стихи на автобусных остановках» и просто очень красивая женщина Люся Моренцова запустила уникальный проект «онлайн ШКОЛА СТИХОВ». В интервью «Культуре Петербурга» Люся рассказывает как «первоклашки» школы по-новому открывают для себя произведения классической русской поэзии и как неподражаемо декламируют стихи её выпускники.

1. Люся, расскажите с чего началась «ШКОЛА СТИХОВ»? (как пришла идея создать онлайн школу, как давно?)

– Свою первую школу искусств, где любой желающий мог бы самосовершенствоваться, я открыла еще в 2008 году. Так что эта идея живет во мне уже давно. А вот «онлайн ШКОЛА СТИХОВ» – это новый проект, куда пришли первые ученики 1 сентября этого года.

https://fond-poeziya-ulits.timepad.ru/event/2151545/#register
https://fond-poeziya-ulits.timepad.ru/event/2151545/#register

Идею он-лайн формата подсказали аудитория и пандемия. Какой бы проект я не делала – стихи на автобусных остановках, авторский перформанс, книгу – всё чаще и чаще читаю в своих социальных сетях: ну вот, опять всё в Питере, а как же Москва, Новосибирск, Ноябрьск... Так и появилось желание сделать что-то для всех, невзирая на расстояния и границы.

-3

1. Расскажите про ваши «взаимоотношения» с поэзией? Когда Вы сами начали писать стихи?

Стихи – это 100% моя компетенция. Сколько себя помню, занимаюсь поэзией. Еще в пятилетнем возрасте я уже сочиняла стихи. Закончив философский факультет СПбГУ,

-4

выпустила несколько книг. Создала общественный проект «Поэзия улиц» в поддержку современной поэзии.

Стихи на автобусных остановках – один из проектов "Поэзии улиц" в Санкт-Петербурге
Стихи на автобусных остановках – один из проектов "Поэзии улиц" в Санкт-Петербурге

В этом году защищаю диплом по поэзии в Литературном институте им. Горького.

-6

Занимаясь стихами всю жизнь, просто потому что мне это нравится, я обнаружила в них столько полезного и целесообразного, что и не выразить. Хорошо об этом сказал нобелевский лауреат Иосиф Бродский в одном из интервью:

Иосиф Бродский
Иосиф Бродский

«Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзиявысшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. … К тому же поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали… Это уникальный инструмент познания.»

Подписываюсь под каждым словом в этой цитате. Проверено опытным путем.

Ну, и к слову о целесообразности. Накопились запросы самого разного характера от аудитории. Не было ни одного зрителя, кто бы после моего авторского перформанса не спросил с изумлением, как Вы столько читаете наизусть? А я, действительно, читаю наизусть от 65 стихотворений в каждой постановке. Спрашивают, где так хорошо можно поставить речь. Пишут о засилье графоманов и считают, что в этом виноваты мои общественные проекты. О том, что всё самое лучшее – только в Питере, я уже упомянула… Меня, действительно, очень многому научили стихи. И память, и речь – всё туда же. А с графоманией можно бороться только образованием, приглашающим желающих в мир классической русской поэзии. Вот и получается, что все эти вопросы решает онлайн ШКОЛА СТИХОВ.

2. Расскажите про программу занятий. Как проходит процесс обучения?

У нас есть 5 различных программ. Все они нацелены на развитие в большей или меньшей степени. Начну с самого эффективного – это курс «Золотой век, теория+практика». В эту программу входит 7 научно-популярных лекций в видеозаписи с иллюстрациями и 7 практических часовых занятий.

Темы лекций вкратце: первая известная письменность, и для чего нам надо это знать; история происхождения привычных слов и выражений; русская литература от Нестора-летописца до Карамзина; связь Золотого века русской поэзии с нашей речью сегодня; почему Пушкин – наше всё; как устроена память. На практических занятиях мы учимся читать стихи Золотого века… вглубь.

-8

Весь курс нацелен на то, чтобы слушатель обнаружил в себе новое отношение к словам. Воспользуюсь цитатой из Паустовского: «Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа…начинают сверкать, звенеть, благоухать!». У этого курса есть продолжение – Серебряный век, военная поэзия, шестидесятники.

2-я программа создана для ленивых, стеснительных и самодостаточных – только теория. Те же лекции в записи.

3-я программа – только практика. Для тех, кто итак все знает или предпочитает заниматься самообразованием.

4-я программа – мы просто читаем стихи по кругу. Эта программа для любителей поэзии и для наших учеников, ведь теперь они здорово декламируют стихи, и им хочется этим блеснуть. Также это клуб единомышленников и новые знакомства.

-9

5-я программа – для поэтов. Здесь выступают только авторы, также они могут рекламировать свои творческие вечера и книги. А вот зрителем может быт любой.

-10

География онлайн ШКОЛЫ уже сегодня включает Новгород, Москву, Ноябрьск, Северодвинск, Усть-Нарву, Кипр… Хотя мы только начали.

Возможны и индивидуальные занятия.

3. Возраст учеников как-то ограничен?

Я мечтаю о детской группе. Но пока у нас 14+. Наши ученики – это люди особенные, для них важно развитие, им интересна культура, история слова, их собственная речь…

-11

4. Из чего состоит практический курс?

На практическом курсе мы начинаем с того, что учимся разбирать поэтическое произведение. Глагол «читать» у нас трактуется двояко. С одной стороны читать – это усвоить суть для себя, научиться читать вглубь. И только потом можно эффективно читать публично – и это вторая сторона. В курсе первой программы мы работаем над произведениями Золотого века русской литературы, в курсе третей – над любыми произведениями классической поэзии, которые выбирают ученики. Есть хорошая технология разбора текстов. Наши первые группы уже показали, как она эффективна. Также мы уделяем небольшое внимание упражнениям для дикции.

5. Можете привести пример домашних заданий для учеников?

Они очень разные. Мне не хотелось бы раскрывать все секреты эффективности наших занятий. Например, нужно выписать на лист все возникающие в сознании ассоциативные смыслы слова «хлеб» (их может быть до 50)

-12

-13

-14

-15

-16

-17

или сделать несколько несложных математических упражнений, или сделать упражнения для дикции (тут количество повторений и индивидуальное задание каждому ученику в случае такой необходимости).

6. Известный факт, что чтение стихов – это отличная тренировка мозга. Чем еще полезны занятия в «онлайн ШКОЛЕ СТИХОВ»?

Помимо увеличения словарного запаса, получения новых знаний и обогащения личного цитатника, да и просто получаемого удовольствия, происходит вот еще какой феномен. Когда человек слышит или читает талантливое стихотворение, автоматически включается интуиция. Ведь хорошее стихотворение сразу попадает в душу и рождает там отклик. Именно поэтому мы занимаемся только классикой. Как пишет профессор Т. Черниговская, этот отклик – сродни эволюции.

профессор Татьяна Черниговская
профессор Татьяна Черниговская

Такое взаимодействие со стихотворением изменяет человека. Об этом говорит и Бродский. Но это происходит не в результате сознательной аналитической деятельности, а мгновенно. На наших уроках мы анализируем тексты, образы, созданные гениями этого жанра.

-19

И помимо всего того, что должна и затрагивает поэзия, мы еще и переводим это в наш «аналитический отдел», то есть смотрим, КАК это сделано. Кстати, слово «poeo» в переводе означает «делание». Путем творческих практических упражнений ученики получают новый опыт, связанный со словоупотреблением, и постепенно их речевой имидж меняется в сторону невероятного обогащения. Я вижу в этом очень много плюсов. Ведь при помощи арсенала нашего языка мы не только говорим, но и думаем, а тут открываются уже возможности другого порядка.

7. Занятия проходят он-лайн. Это, конечно, очень удобно. Но планируются ли творческие встречи с учениками в офлайне?

Не хотелось бы обделять наших учеников не петербуржцев. Он-лайн и интернет сегодня дают очень много возможностей. Например, наши теоретические лекции ученики получают в записи, и смотрят их, когда им удобно. Таким образом гораздо проще синхронизировать группу в несколько очень занятых человек.

-20

8. Сейчас в Школе не учат писать стихи, есть ли в планах расширить курс?

Я не знаю, есть ли кто-нибудь, кто умеет учить писать стихи. Я бы точно не взялась. Слишком многое на этом поприще отведено Богу и гению. Мы лишь можем создать условия, способствующие развитию в этом направлении. Этим онлайн ШКОЛА и занимается.

9. А какие вообще у Вас творческие планы? Ждать ли новый сборник стихов?

В уже почти уходящем 2022 году у меня вышли 2 сборника стихотворений, каждый из них вобрал в себя произведения из моих авторских театрализованных перформансов с одноименными названиями «Стихи в темноте» и «Чемодан». Для меня это очень много. Предшествующая им книга была издана, кажется, в 2014 году. Так что пока затрудняюсь ответить. Поживем – увидим.

Узнать больше про «онлайн ШКОЛУ СТИХОВ» и записаться на курс:

https://fond-poeziya-ulits.timepad.ru/event/2151545/.https://vk.com/club11615519

https://vk.com/club11615519

https://vk.com/lusya.morentsova