Вы когда-нибудь видели, как через асфальт со временем пробивается зелёная веточка? Находит место, где мягче, слабее, светлее и растёт в том направлении.
С людьми та же история.
Мы ищем место, где легче дышать, работать, развиваться, чтобы жить. И это эволюция так-то.
Мы вот сейчас на первой ступеньке исследования малых народов. Они постепенно «растворяются» среди более многочисленных народов. Умирает их язык, их традиции, уклад, быт. Некоторых остались единицы.
Есть вещи совершенно естественные. Мы два дня назад побывали в Лудорвае в усадьбе бесермян. Нам рассказали про деревянные люльки для детей, которые носили женщины на спине, про деревянные ходунки, про то, как детей привязывания к ножке лавки, чтобы они не убежали. Конечно, нет смысла сохранять такой быт, если прогресс уже скакнул далеко вперёд. Люди хотят жить в современном миру, и это не потребительство, это желание развиваться идти вперёд в ногу со временем. Так утрачиваются некоторые традиции в связи с вероисповедание, уходят вглубь веков ритуальные обряды. И это тоже не страшно.
Все посложнее с языком. Он пропадает. И это сокровище терять жалко. Но ведь по сути тоже естественно. Малые народы живут в небольших регионах часто в деревнях и сёлах компактно. В селе нередко нет условий для развития. И люди уезжают оттуда в города. Там больше общаются на распространённом общем языке. Сегодня прочитала новость, как в якутских сёлах люди возмутились по поводу голосования за проведение интернета в небольшие населенные пункты через интернет. Ну нонсенс же!
Ладно интернет. Работы нет. Люди спиваются от отсутствия самореализации. Лишь единицы справляются и партизанят, давая продолжение своей культуре и языку. Но таких все меньше и меньше с каждым годом.
Казалось бы просто создай условия.
Я на днях пообщалась с удивительной девушкой. Она возрождает традицию бесермянских крезей (таких словесно-музыкальных спонтанных напевов), но делает это она, живая несколько лет в Таллине.
Сегодня на нашей станице о малых народах России вышла статья о ней, кто желает почитайте.