Всем зашедшим - пламенный привет! Продолжаем разбираться в авиастроении, и сегодня вернёмся с вами в золотые годы авиации - 60-е года ХХ-го века в США стали эпохой развития реактивной авиации, появились первые 737-е и начал разрабатываться гигант 747. Но сегодня наш взор будет направлен не на этих гигантов, а наоборот - на маленькую Цессну СН-1.
Что первым приходит на ум, когда мы слышим Cessna? Скорее всего, это знаменитые модели 172 и 152 - самые распрастраненные частные самолёты в мире, выпущеные огромным тиражом, использующиеся как частниками, так и военными, летающие в интересах различных ведомств и, даже, использующиеся бразильскими наркокортелями для перевозки _сами_знаете_чего_ ( :) ). Затем на ум приходит Цессна побольше - Гранд Караван 208, летающий по удалённым уголкам нашей планеты, таким, как, например, аэропорт имени Тенцинга и Хиллари.
Затем можно вспомнить, что Цессна выпускает и реактивные самолёты - это Мустанги и Ситэйшн-ы всевозможных вариантов и модификаций.
И очень редкий любитель авиации вспомнит о малыше Cessna CH-1 - не первой, но единственной удачной попытке выхода компании Cessna на рынок вертолётов.
Началось всё в далёком 1952 году, когда компания Cessna в намерении выйти на вертолётный рынок приобрела компанию "Seibel Helicopter Company", на тот момент имевшую собственный проект вертолта - Seibel S-3. Выглядел он так:
Инженеры компании Cessna сразу приступили к улучшению проекта. Во-первых, вертолёт стал двухместным - и получил самолётное расположение пилота и пассажира, что, в целом, не удивительно, учитывая колоссальный даже на тот момент опыт создания гражданских самолётов у инженеров, трудившихся над первым вертолётом Cessna. В конструкцию добавилось множество деталей от серийно производящихся самолётов Цессна, и конструкция стала выглядеть уже так:
Опытная машина совершила первый полет в июле 1953 года, а в июле 1954 года в воздух поднялся прототип вертолета Cessna CH-1 Skyhook, представлявшего собой легкий четырехместный вертолет стандартной для того времени конструкции, с двухлопастными несущим и рулевым винтами. Отличительной особенностью стал двигатель вертолета, располагавшийся спереди, что обеспечивало выгодное размещение центра тяжести машины и упрощало доступ для обслуживания. Фюзеляж- полумонокок во многом напоминал фюзеляжи самолетов Cessna. Несущий винт- двухлопастный, крепление лопастей к втулке - L-образные шарниры. Двигатель- поршневой 4-х цилиндровый Continental FSO-470 мощностью 260 л.с., оснащен турбонаддувом (на ряд модификаций устанавливались другие двигатели) .
Вертолёт получил характерные самолётные очертания, да и, в целом, напоминал 152-ю со снятым крылом и прикреплёнными сверху лопастями. Усиливала это ощущение самолётная приборная доска, выполненая по стандартам Cessna. Это облегчало переучивание лётчиков.
Вертолёт получился весьма неплохим, сумел поставить ряд мировых рекордов: CH-1A был первым вертолетом, приземлившимся на горе Пайкс пик высотой 4300 м, а 28 декабря 1957 года вертолет CH-1B с двигателем FSO-526-2X установил официальный мировой рекорд высоты FAI для вертолетов - 29,777 футов. На настоящий (2011) момент этот рекорд высоты для поршневых вертолетов не превзойдён.
Всего было выпущено около 50 машин в различных модификациях, часть из них была приобретена армией, государственными организациями и ВВС различных стран: армия США - 10 вертолетов для оценочных испытаний, правительство США - 15, ВВС Эквадора - 4, армия Ирана - 5. Остальные машины были проданы частным владельцам.
В дальнейшем, фирма Cessna решила не заниматься вертолётами - хотя СН-1 и получился весьма удачным, слишком высока была конкуренция на этом рынке, поэтому в дальнейшем компания продолжила путь в сторону развития и совершенствования легкомоторных самолётов.
Технические характеристики:
Экипаж: 1-2 человека.
Вместимость: 4, включая экипаж.
Диаметр несущего винта: 11 м.
Высота: 2.6 м.
Площадь, ометаемая несущим винтом: 89.4 м².
Вес (пустой): 940 кг.
Вес (взлетный): 1,400 кг.
Силовая установка: 1 × ПД Continental FSO-526, рядный, 6-цилиндровый, с турбонаддувом, мощность 270 л.с.