Итальянское королевство рассматривалось Австро-Венгрией в качестве потенциального противника на Адриатике. Но, учитывая отсутствие колоний, австро-венгерский флот создавался исключительно для действий в метрополии. Поэтому с началом дредноутной гонки в Вене не спешили: заложенные в 1907 году #броненосцы 1-го ранга «Радецки» были схожи с французскими «Дантон» и британскими «Кинг Эдвард VII». То есть, служили переходным типом между эскадренными броненосцами и дредноутами.
Но после того, как стало известно о начале строительства в Италии линейных кораблей типа «Конте ди Кавур», командующий Императорскими и королевскими военно-морскими силами граф Монтекукколи настоял на том, чтобы начать разработку более мощных кораблей, способных достичь паритета с будущими итальянскими линкорами. Одними из главных достоинств командующего были энергичность и напористость, поэтому он сумел выбить из бюджетного комитета средства на постройку новых линкоров. И в октябре 1908 года были получены проектные спецификации, а в конце года объявлен конкурс на создание проекта.
Разработка проекта и строительство
Разработкой проекта занимались инженеры компании S.T.T., на долю которой приходилась основная часть заказов для военно-морского флота, а проектирование орудий велось концерном «Шкода». Так как у компании S.T.T. не было опыта в строительстве кораблей такого класса, им пришлось обратиться за помощью к германским специалистам, разработавшим #проект линейных кораблей типа «Нассау», считавшихся на то время одним из самых удачных.
Комиссия получила более десятка проектов, различавшихся между собой составом и расположением орудий главного калибра, водоизмещением, бронированием и скоростью. В итоге в качестве основного был выбран проект водоизмещением 20 000 тонн с броневым поясом 280 мм и двенадцатью орудиями калибра 305 мм в трёхорудийных башнях.
Средства на строительство четырех дредноутов по проекту «Тегетгоф» были заложены в бюджет 1910 года. Из-за финансовых проблем казначейство хотело перенести строительство, и Монтекукколи пришлось брать кредит в банке Ротшильда под личное поручительство Франца-Иосифа. Заложенный первым #линкор должен был получить название «Тегетгоф», но, по личному настоянию императора, он получил имя «Вирибус Унитис» в честь девиза дома Габсбургов, а имя «Тегетгоф» получил следующий линкор. Поэтому часто возникает путаница, и одни специалисты относят австро-венгерские линкоры к типу «Вирибус Унитис» по головному кораблю серии, а другие — к типу «Тегетгоф», под которым они были приняты к строительству.
Три корабля — «Вирибус Унитис», «Тегетгоф» и «Принц Ойген» — строились на верфях компании S.T.T. Последний линкор серии под именем «Сент-Иштван» строился на верфи венгерской компании Ganz & Company’s Danubius: это было одним из условий одобрения кораблестроительной программы венгерским правительством. В связи с отсутствием опыта строительства кораблей такого класса и таких размеров у венгерских кораблестроителей «Сент-Иштван» вошел в строй только в конце 1915 года, тогда как три его систершипа были приняты на вооружение еще в 1912-1914 годах.
Конструкция и корпус
Так как изначально сфера действия будущих линкоров ограничивалась Средиземным и Адриатическим морями, к кораблям не выдвигались серьезные требования по мореходности. Это позволило инженерам создать относительно компактный линкор водоизмещением в 20 000 тонн с хорошей остойчивостью. Так как от этих линкоров не требовалась высокая скорость, то при длине корпуса в 152 м ширина достигала 27.34 м.
Корпус имел силовой набор смешанного типа и три непрерывные палубы. Отличительной особенностью линкоров типа «Вирибус Унитис» являлся анахроничный форштевень таранной формы.
В конструкции двойного дна было использовано оригинальное решение «бронированного днища», разработанное в S.T.T. Само двойное дно, проходившее почти по всей длине корпуса, имело высоту 1.25 м и включало в себя два листа толщиной 25 мм. Это решение в дальнейшем показало свою ошибочность и стало косвенной причиной гибели «Сент-Иштвана» и «Вирибус Унитис» — системы с гашением энергии замкнутым объёмом показали более высокую эффективность и впоследствии использовались почти повсеместно.
Бронирование
Относительно небольшие размеры линкоров позволили разместить мощную броню при малом водоизмещении. Главный бронепояс толщиной 280 мм прикрывал примерно 55% длины корпуса: от первой носовой башни ГК до крайней кормовой. Траверзы толщиной 160 мм замыкали главный бронепояс, создавая монолитную цитадель. В носовой оконечности пояс уменьшался от 150 до 110 мм, в кормовой же его толщина составляла 150 мм и замыкалась 130-мм траверзом.
Непосредственно над главным бронепоясом устанавливался верхний, толщиной 180 мм, закрывавший борт до средней палубы. В носовой части он замыкался 120-мм траверзом, в кормовой толщина траверза составляла 180 мм. Верхний пояс в носовой оконечности имел толщину 110 мм, а в корме бронирование верхней части отсутствовало. Расположенная на средней палубе #батарея орудий противоминной артиллерии имела вертикальную защиту из бронеплит толщиной 180 мм со всех сторон.
Нижняя палуба изготавливалась двухслойной, из конструкционной стали толщиной по 18 мм. Скосы тоже имели двухслойную конструкцию — 18+30 мм. За пределами цитадели нижняя палуба была усилена дополнительной двухслойной настилкой из стали повышенного сопротивления: в корме толщина настилки составляла 48 мм (18+30 мм), а в носу — 43 мм (18+25 мм).
Средняя палуба также имела защиту только за пределами броневой цитадели — она состояла из двух листов из стали повышенного сопротивления толщиной 15 мм. Такую же имела и верхняя палуба в районе цитадели — за её пределами защита изготавливалась из обычной конструкционной стали.
Боевые рубки имели вертикальное бронирование из 280-мм листов в лобовой части и 250-мм листов в бортах. Но крыша носовой рубки защищалась двухслойной конструкцией из 30-мм листов, а кормовой – такой же конструкцией, но из листов 25 мм.
Башни ГК в лобовой части имели броню в 200 мм, борта защищались 280-мм броней, а крыша — 150-мм в передней части и 60-мм в задней. Барбет имел толщину 280 мм в верхней части.
Силовая установка
Строившиеся на верфях S.T.T. линкоры получили четырехвальную паротурбинную ГЭУ с четырьмя турбинами Parsons и 12 котлами Yarrow. Суммарная мощность ГЭУ достигала 27000 л.с., что позволяло развивать скорость в 20 узлов. По проекту скорость должна была составлять 20.5 узла, но на ходовых испытаниях ни один из линкоров не смог её достичь.
Запасы угля в 1 150 тонн обеспечивали дальность плавания экономичным 10-узловым ходом в 4 200 миль. Для большинства линкоров того времени этот показатель являлся низким, но, с учетом специфики будущего ТВД, от австрийских линкоров не требовалась большая дальность хода.
Силовая установка венгерского «Сент-Иштвана» имела такую же мощность, но отличалась кардинальным образом. На нем устанавливалась двухвальная паротурбинная ГЭУ с двумя турбинами Curtiss-AEG и 12 котлами Babcock&Wilcox. Принципиальных отличий по скорости и дальности плавания перед своими систершипами «Сент-Иштван» не имел.
Вооружение
Главный калибр
Австрийские линкоры типа «Вирибус Унитис» стали первыми в мире, вооруженными трёхорудийными башнями, расположенными по линейно-возвышенной схеме. Схема расположения артиллерии ГК была позаимствована с американских линкоров «Саут Кэролайн», но вместо двух орудий в каждой башне специалисты компании «Шкода» разместили три.
Орудия Škoda K10 305 мм имели ствол длиной 45 калибров и горизонтально-клиновый затвор. При угле максимального возвышения в 20° дальность стрельбы снарядами массой 450 кг составляла 22 км. На дистанции в 6 км бронебойный снаряд гарантированно пробивал лист цементированной брони Крупп толщиной 475 мм.
Каждое орудие устанавливалось в индивидуальную люльку с электрическими приводами наведения. Это позволяло наводить каждое #орудие отдельно, а боевая скорострельность составляла 2 выстр./мин. — на уровне других орудий в общих люльках. Суммарный боезапас составлял 480 бронебойных снарядов APC L3,4 2crh и APC L3,4 4crh и фугасных Common L4,0.
Противоминная артиллерия
В центральной части корпуса размещались 12 150-мм орудий Škoda K10 с длиной ствола 50 калибров. Каждое орудие устанавливалось в отдельном каземате. При угле максимального возвышения +15° дальность стрельбы достигала 15 км при боевой скорострельности 6 выстр./мин. Бронебойный снаряд массой 48.5 кг пробивал вертикальный броневой лист толщиной 145 мм на дистанции 1 км.
Для борьбы с вражескими миноносцами на верхней палубе устанавливались 18 66-мм орудий Škoda K10 с длиной ствола 50 калибров. Эти орудия располагались в легких щитовых станках и благодаря высокой скорострельности (до 20 выстр./мин.) могли эффективно отражать атаки эсминцев с разных курсов. Максимальная дальность стрельбы достигала 8 км при угле возвышения +20°.
Еще два орудия Škoda SFK L/44S калибром 47 мм на легких станках должны были использоваться против небольших скоростных целей, к примеру, торпедных катеров.
Зенитное вооружение
Первоначальный проект предусматривал установку на крыше каждой #башни трёх практических орудий калибром 66 мм для тренировки орудийных расчетов. Но их получил только «Вирибус Унитис». В 1915 году эти орудия демонтировали, а на всех линкорах установили по 8 противоаэропланных пушек Škoda K16 калибром 66 мм в специальных зенитных станках, допускавших стрельбу с максимальным углом возвышения до +90°. Это обеспечивало досягаемость по высоте до 5 км.
Дополнительно для защиты от аэропланов имелось два зенитных пулемета Schwarzlose M.07/12 калибром 8 мм, которые устанавливались на куполах дальномерных постов.
Минно-торпедное вооружение
В носу, корме и с каждого борта линкор оснащался подводным торпедным аппаратом калибра 533 мм. При необходимости стрельба из ТА могла вестись торпедами калибром 450 мм. Боекомплект составлял 12 торпед, и ещё 2 торпеды были учебными.
Каждый линкор мог брать на борт до 20 якорных мин для постановки минных заграждений.
Боевой путь головного корабля
«Вирибус Унитис» был принят на вооружение самым первым — в декабре 1912 года. До войны он активно участвовал в походах по Средиземному морю. Летом 1914 года именно на нём эрцгерцог Фердинанд отплыл из Триеста в Сараево, где и был убит. После покушения тела эрцгерцога и его супруги были доставлены в Триест на борту линкора.
После начала Первой мировой войны все линкоры, за исключением еще достраивавшегося «Сент-Иштвана», были сведены в 1-ю линейную дивизию с местом базирования в Пуле. До мая 1915 года их единственной боевой операцией (и при этом единственным выходом в море) был поход в южную часть Средиземного моря для прикрытия немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау», направленных в Турцию.
24 мая 1915 года линкор в составе оперативного соединения австро-венгерского флота участвовал в бомбардировке итальянского порта Анкона, после чего вновь простоял в Пуле до лета 1918 года. Союзная авиация регулярно предпринимала налеты на гавань, но ни один из линкоров не получил повреждений.
После того, как #адмирал Хорти возглавил австро-венгерские ВМС, он начал планировать масштабную операцию по прорыву союзной блокады пролива Онтранто. Ночью 8 июля «Вирибус Унитис» и «Принц Ойген» вышли на соединение с «Тегетгофом» и «Сент-Иштваном», но на следующий день Хорти получил информацию, что «Сент-Иштван» потоплен итальянскими торпедными катерами. Опасаясь повторить судьбу венгерского линкора, Хорти приказал развернуть эскадру и возвратиться в Пулу.
После того, как в октябре 1918 года Пула перешла под юрисдикцию вновь образованного Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС), под давлением Национального Совета ГСХС император Карл I был вынужден передать расположенные на базе корабли под их командование. 31 октября на линкоре был поднят сербский триколор, а командование линкором, получившим новое имя «Югославия», принял командир корабля Янко Вукович-Подкапельский, произведенный в контр-адмиралы ВМС ГСХС.
Но в составе ВМС новообразованной республики линкор не прослужил и одного дня. Итальянское командование давно разрабатывало план уничтожения австро-венгерских линкоров, и для операции были привлечены подводные диверсанты. Они были тайно доставлены в гавань Пулы на катерах, которые также буксировали человекоуправляемую торпеду Mignatta S2. Боевые пловцы смогли подобраться к линкору и установить под днищем два заряда, но их засекла охрана линкора и подняла на борт. Узнав, что линкор теперь не принадлежит Австро-Венгрии, итальянцы сообщили контр-адмиралу Вуковичу о зарядах, и тот приказал эвакуировать экипаж. По неизвестным причинам взрыв не произошёл вовремя, и матросы вернулись на борт, но заряды всё же сработали с опозданием в 14 минут. По правому борту образовалась течь, линкор начал крениться на борт и быстро затонул вместе с тремя сотнями моряков и контр-адмиралом Вуковичем.
Оценка проекта
Линкоры типа «Вирибус Унитис» вполне могли дать достойный бой итальянским линкорам «Конте ди Кавур» и французским «Курбэ». Они обладали достаточно мощной защитой и отличными дальнобойными орудиями, причём по весу бортового залпа превосходили и более крупные британские дредноуты.
Но и недостатки линкоров были очень существенными — сказывалось отсутствие опыта у австрийских кораблестроителей. Система ПМЗ типа «бронированное днище» являлась совершенно неэффективной и при этом весила 850 тонн. Странно, что, обращаясь за помощью к немецким конструкторам, австрийцы не воспользовались их наработками по ПМЗ, являвшимися на то время лучшими в мире. Большой вес артиллерии ГК привел к перегрузу и снижению запаса начальной остойчивости, а также чрезмерно плотной компоновке внутренних отсеков.
Тем не менее, несмотря на свои недостатки и тот факт, что линкоры этой серии простояли в порту почти всю войну, само их наличие серьезно ограничивало действия итальянского и французского флота в Средиземном море — союзники всерьез опасались австрийских дредноутов и решились направить свои эскадры к Греции только после того, как Австро-Венгрия капитулировала.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
Другие интересные материалы:
- Congress — «большой крейсер»