Найти тему
Анна об искусстве

Гости из провинции в «Манеже». Выставка нестоличных портретов 18-19 веков

Оглавление

Всего месяц остался, чтобы успеть на прекрасную выставку «Зерцало» в Манеже. К сожалению, она длится совсем недолго, но непременно достойна посещения. Рассказываю, почему, и делюсь впечатлениями.

Выделила основные тезисы, которые лучше всего раскроют концепцию выставки и помогут подготовиться и посетить ее осмысленнее.

Выставка-прогулка по провинциальной усадьбе

Название выставки происходит от старославянского «зеркало», и действительно на экспозиции посетитель встречает множество зеркал, а также цитаты из «Юности честное зерцало» — собрания советов молодым людям от от Петра I. Что интересно, цитаты эти написаны справа-налево и прочитать их можно только в в зеркальном отражении.

Главный замысел экспозиции — путешествие по усадьбе где-нибудь в Ярославской губернии. Именно оттуда — из Угличского и Рыбинского музея свезены на выставку большинство произведений. Создатели хотели погрузить посетителей в исторический контекст, поэтому гуляя по экспозиции, мы как будто совершаем путешествие во времени.

При входе на выставку сразу попадаем в «жилое помещение» — первый зал напоминает небольшую комнату, ее портал («дверной» проем) украшает яркая роспись, характерная для интерьеров еще 17 века, а на стенах видны следы кружев. Здесь висят парные портреты купеческих семей. Не до конца поняла концепцию в украшении потолка, даже не буду описывать, если пойдёте, предлагаю подумать самостоятельно. Я ни к чему не пришла...

Из комнаты посетитель попадает в открытое пространство, символизирующее «выход в свет». Здесь нарядные изображения провинциальной знати, а также уютные семейные портреты по краям зала.

Экспозиция имеет два этажа, и здесь тоже особая задумка: на 1 этаже купцы, мещанское сословие, демонстрирующее нам все прелести провинциальной моды, о которой расскажу чуть позже; на 2 этаже — знать и духовенство, чьи портреты уже больше соответствуют принципам парадного жанра.

Почему случился век портрета

Иногда приходилось слышать, что портрет — это неинтересно. Ну скучно же рассматривать лица неизвестных тебе людей, разве что можно восхититься высоким уровнем мастерства художника в изображении человека, да и все. Но портрет — это намного интереснее и глубже, и выставка лишний раз это доказывает.

Галерея портретов людей эпохи — это и есть история. Она ведь не в датах, войнах, победах, реформах и новых территориальных приобретениях. История — это люди: то, как они выглядели, одевались, ощущали себя. Это намного интереснее.

Они были другими и в то же время такими, как и мы. С теми же проблемами, страхами, переживаниями. И в портрете все это можно разглядеть.

18 век иногда называют в истории искусства «веком портрета». Хотя были развиты и другие жанры, этот проявился ярче всего. Еще в прошлом 17 веке светское искусство только начинало зарождаться, и первым его жанром была как раз парсуна — портретные изображения современников, технически еще очень похожие на иконы своей условностью, плоскостностью, скупостью художественных средств. Эти изображения сегодня кажутся нам угловатыми и неумелыми, но тогда это был настоящий прорыв.

А потом было путешествие Петра I в Европу, приглашения иностранных мастеров, формирование новых идеалов во всех сферах, в том числе в искусстве. Каждый мало-мальски состоятельный мещанин, купец и, конечно, дворянин хотел запечатлеть себя и свою семью.

К концу 18 века уже в каждом городе и городке появляется свой художник, в усадьбах складываются портретные хроники семей. Люди обращаются в местным портретистам или даже находят умелых рисовальщиков среди крепостных (например, В. Тропинин и О. Кипренский — из крепостных), желая быть запечатленным, воплотить представление о себе в «живой« картине, как в зеркале.

Благодаря этому мы можем сегодня увидеть эти лица эпохи, познакомиться с ними, а иногда и пофантазировать о их характере, образе жизни, мечтах, планах — это может быть невероятно занимательно!

Провинциальное = простоватое?

Мне в контексте выставки было интересно поразмышлять о понятии «провинциальный». Часто оно означает простоватый, грубый, недостаточно искусный, если говорить в контексте искусства. Да в целом «провинциал» в отношении человека всякие снобы применяют в значении некультурный, не достаточно хорошо воспитанный.

Но здесь провинциальность скорее как отражение нравов и традиций нестоличных городов. Да наивных, не столь изысканных, в чем-то вызывающих улыбку. Но от этого не менее теплых и интересных как часть истории культуры. Да, живопись далеко не всегда искусна, что характерно в принципе для русского искусства 18 века, только-только порвавшего с вековыми иконописными традициями.

Ярче всего провинциальная мода отразилась в изображении женщин. Ох, сколько здесь интересных деталей, которые хочется рассматривать! Они явно надевали все самое лучшее: узорные шали, кружева, жемчуга и колечки, часто на каждом (!) пальце. Ведь нужно было продемонстрировать достаток и благочестие хозяйки дома.

Мужские образы более серьезны и проще одеты. Но многие с бородами, что, как мы помним из истории, хоть и разрешалось купцам за определенную плату, но все-таки редко встречалось в столице. Мужские портреты меня скорее порадовали множеством ярких типажей, чуть ниже их покажу.

Как смотреть

Мне как искусствоведу, иногда жалуются, что не понимают, что делать на выставках и куда смотреть. Кажется, нужно рассказывать об этом отдельно, уже продумываю, в каком формате.

Конкретно на этой выставке представьте, что вы пришли в гости. И вот вас встречают купцы и дворяне, светские дамы и, например, провинциальные сплетницы. Посмотрите на их лица, узнайте историю (на выставке есть бесплатный аудиогид, если скачать приложение izi.travel), рассмотрите наряды, ведь они так старались показать все самое лучшее.

Обратите внимание на типажи и моду, это достойно отдельного внимания. Как я сказала, особо порадовали мужские образы:

От искусства не всегда нужно ждать красоты и эстетики, оно намного глубже. Иногда оно кричит о происходящем вокруг, иногда разводит на эмоции, и не всегда приятные, иногда рассказывает истории. Вот здесь как раз про историю.

Эта выставка — увлекательная ретроспектива. Да, живопись не столь искусна, многие художники только учились, большинство вообще никогда не видели западных образцов, ведь были крепостными. Даже имена этих мастеров не сохранились, и на этикетке просто Неизвестный художник. Но в истории осталось их искусство, и оно — наше общее наследие.

Выставка продлится до 4 декабря, так что времени немного. Залы просторные, так что не стоит бояться выходных, места должно хватит даже при аншлаге. В целом экспозиция достаточно темная, но сами работы хорошо освещены. Видимо, это тоже концепт создателей.

#искусство #выставки #музеи #русскоеискусство