Признаюсь, в своё время я отыскал фильм «Планкетт и Маклейн» (1999), так как там играла Лив Тайлер. Однако кинокартина выходит далеко за рамки этого скромного обстоятельства. Достаточно принять во внимание тот факт, что создавший её Джейк Скотт приходился племянником Тони Скотту, и соответственно был сыном Ридли Скотта.
Хотя от дядюшки ему досталось в плане творчества много больше, ибо Джейк и до этого проекта и после него преимущественно создавал клипы и рекламные ролики. Включая несомненные шедевры, например, «Джентльменское пари», в котором главные роли были отведены Джуду Лоу и Джанкарло Джаннини.
Собственно и фильм «Планкетт и Маклейн» несет на себе клиповый отпечаток, хотя и создан по мотивам событий, случившихся в середине XVIII века. Надо отметить, что Англия того времени была и без того безрадостной и помойной страной. А поскольку в этот период на престоле находился плюнувший на управление государством Георг Второй, то жизнь была катастрофически чудовищной.
По части грязи и мрака фильм стал предшественником сериала «Табу», по крайней мере, только посредством этого условия можно понять, почему главные герои постоянно стремятся в Америку. Великобритания была «царством грязи и насилия», на фоне которых ужасы шекспировских пьес кажутся просто милыми шалостями.
Однако даже сей кошмар был показан в высшей мере игриво и в определенной гротесковой форме, включающей в себя элементы варьете. Чего только стоит органичное подсоединение к действию этно-панка. Впрочем, почему бы нет? Панки - это тоже про что-то нечистое. Хотя главной заслугой фильма является в высшей мере удачное подражание нравоучительным гравюрам Уильяма Хогарта.
Помните легендарные «Переулок джина», «Модный брак», «Карьера мота» и т.д.? В данном случае как бы создавалась графическая серия «Карьера разбойника». Роль такового досталась молодому Джонни Ли Миллеру, который даже подумать не мог, что подлинную известность ему принесет образ «альтернативного Шерлока Холмса» (сериал «Элементарно»).
Его персонаж - разорившийся аристократ и незадачливый капитан, обретающий подельника в лице решительного шотландца Маклейна (некая отсылка к Роб Рою из наследия Вальтера Скотта). Один должен внедряться в высшее общество с целью вызнавать некие, преимущественно финансовые секреты, второй – грабить.
Впрочем, на дело стали выходить оба и один неожиданно снискал славу – «разбойника-джентльмена». В фильме вообще очень много аллюзий к разнообразным клише из криминального кино. Мы не только о благородных грабителях, но и об изрешеченной карете, напоминающей финал Бонни и Клайда.
Несомненной иронией проникнуты почти все криминальные деяния парочки, налеты которой напоминают вылазки прославленного Григория Котовского. Только вот большая часть добычи оказалась аховой. Ибо английские аристократы лживы и двуличны не только внутри, но и снаружи. Значительная доля драгоценностей была изначально фальшивой.