Найти тему
ПиПси

«Мне хорошо, когда другим плохо...»: кого и почему привлекает насилие?

Неконтролируемая агрессия, потребность в реализации насилия, в причинении вреда другим – прямые или косвенные побуждения такого рода – ни в коем случае нельзя назвать нормой. Это патологически обусловленные намерения и желания. 

 Они несут в себе большую угрозу для благополучия, здоровья, жизни.

 А если такие потребности человека сопричастны с получением удовольствия (в том числе, и сексуального удовлетворения) от процесса, то речь идет о вариациях сексуальной девиации (с лат. – dēviātiō – «отклонение»). 

 Иными словами – испытывать сексуальное удовольствие от причинения вреда другим или от фантазий на эту тему – есть парафилия (с др. греч. – παρά – «за пределами»; φιλία –«любовь»), извращение.

Что влияет на возникновение девиаций?

Причиной сексуальных перверсий, связанных с потребностью в контакте с идеями агрессии, насилия, может быть как внутренний (эндогенный) влияющий фактор (как правило, это врожденные/приобретенные проблемы с работой определенных отделов головного мозга, искажающие нормальное функционирование психического аппарата), так и внешний (экзогенный) влияющий фактор (например, серьезные психологические травмы в анамнезе, заблокированные сложные переживания, шоковые ситуации, нарушенные детско-родительские отношения в деструктивной семье и др.).

Часто факторы сопряжены между собой: допустим, когда травмирующий опыт продуцирует нарушения психической активности.

Как формируется девиация/парафилия (механизм)?

Допустим, ребенок в детстве столкнулся со смертью своего близкого, с ситуацией необратимой утраты значимого для него человека, но не смог экологично прожить свои трудные эмоции, связанные со скорбью, с принятием случившегося. 
 Ребенку сложно своими силами завершить переживания касательно смерти близкого человека, без поддержки со стороны, 
без корректного объяснения происходящего взрослыми.

Детские переживания темы смерти несут в себе не только горечь расставания с тем, кого больше нет, но и экзистенциальные поиски ребенка, страхи, а также трансформацию мировоззрения, требующие обязательного внимания близких. 
 Контактируя впервые с такой пугающей данностью человеческого бытия, как «перестать быть», малыш может получить травму, особенно если обстановка будет для него длительное время деструктивной и отталкивающей. Потому что в данном случае ему придется выдерживать мощный испуг, психологическую дезориентацию, так как на интуитивном уровне он понимает, что происходящее вокруг несет необратимый характер, и что он против происходящего – абсолютно бессилен.

 Конечно, долго терпеть страдание, страх, неопределенность, мучительные неоднозначные вопросы по теме смерти и ситуации утраты малышу не позволит его собственная психика – ребенок все, на что не сможет найти ответы, вытеснит/подавит из сознательной части своего Я в бессознательное. 
 Так сработают его психические защитные механизмы, чтобы уберечь хрупкое, ранимое Эго от шока и дать ему возможность продолжить свое развитие далее.

Так будет всегда?
 Что будет потом? 
 Что будет с его страхом смерти в будущем? 

 Куда же переместится животный, архаичный, дикий страх тленности всего живого, активированный утратой близкого, с которым малыш столкнулся, провожая в «последний путь» значимого человека, который не смог верно понять из-за недостаточного внимания взрослых к подобным моментам в его жизни, и который был вытеснен в итоге из его Эго-сознания?

Непринятый, некорректно прожитый страх смерти со временем найдет возможность «вернуться» (через его трансформацию в компенсаторное поведение, например, в девиантное), так как ничто вытесненное из сознательной части личности, не исчезает навсегда – такова особенность психической реальности человека. 
 Полученная в прошлом травма имеет устойчивый принцип навязчивого повторения для того, чтобы обратить на себя внимание вновь и дать возможность человеку «исправить» то, что к травме привело.

Естественно, исправить прошлое невозможно, и уж тем более – смерть…

Трансформация детского непрожитого страха смерти в парафилию

«Возвращение» детского страха, непрожитого полноценно, по принципу повторения первичной травмы нередко становится главной предпосылкой появления извращенных идей.

Как работает механизм преобразования страха в извращенные потребности (допустим, наблюдение за ситуациями насилия, разрушения с целью сексуального возбуждения и последующей сексуальной разрядки)?

Здесь актуален принцип действия – «от противного» (а сама трансформация протекает на бессознательном уровне; человек не видит связи своих парафилических побуждений и детских травм, так как переживания, продуцирующие извращенные побуждения –вытесненные – они контролируют реакции человека из бессознательной части его личности).

 «От противного» - это значит, чтобы человеку снять тревогу, беспокойство, смягчить или временно нейтрализовать сложно переносимые эмоции (продуцируемые его непрожитым страхом смерти из бессознательного), условно дистанцироваться от них, ему приходится – напротив – сближаться с темой смерти на осознанном уровне. 
 Как?
 Первично через соответствующий контент и/или фантазии, тем самым, как бы, символически взаимодействуя с идеей смерти, разрушения, насилия, но без пугающего реального сближения с ней, не касаясь сути своей травмы утраты близкого, не пытаясь до нее «докопаться» в себе самом, и, соответственно, исключая для себя риск ретравматизации.

Человек, просматривая видео, содержащее ужасающие сцены насилия, парафилий, девиаций, нанесения физических увечий, расчленений, страданий, боли и др. варианты аналогичного контента, не реализует прямого контакта с темой своей травмы. Присутствует лишь ее предвосхищение, и за счет этого предвосхищения он снимает напряжение (часто этому сопутствует ощущение прилива энергии, обретения спокойствия, комфорта – идет психологическая «разрядка», и нарушенное психологическое состояние человека временно стабилизируется).

Посредством удовлетворения девиантных потребностей у человека «размораживаются» заблокированные переживания, сопричастные с травмой в анамнезе.

Если смерть близкого человека все еще травмирует и сильно пугает, то реализация подобных потребностей «выкупает» его страх за счет условного сближения (через парафилический контент) с его, так сказать, основной причиной. 
 Ведь просмотры подобных видео и фантазии несут в себе отсылку к теме смерти и страдания.

Перспективы

По этому поводу у меня есть 2 новости.

Начну с хорошей.

Нарушение, девиации и парафилии можно пробовать корректировать со сторонней помощью (эффективнее всего – комплексно), если человек, осознающий свою проблему, хочет ее решить. 
 Обратившись к 
психологу/психоаналитику, можно проработать первопричину девиации не медикаментозно, а психологически (работа с внешним, экзогенным влияющим фактором), в том числе – глубинно. 
 А врач психиатр поможет скорректировать (уже сугубо медикаментозно) физиологические предпосылки, находящиеся в основе девиантного поведения (то, что в начале материала я обозначила как эндогенный фактор – нарушения в работе ГМ/психики), уделяя внимание нейробиологии.

Откладывая надолго свое решение о необходимости прохождения терапии, человеку крайне важно учитывать особенности динамики его проблемы. 
 Дело в том, что в нормальном формировании побуждений участвуют процессы награды и мотивации. 
 За такую «механику» отвечает часть мозга, называемая вентральным полосатым телом. В этой зоне возбуждение сдерживается префронтальной корой, за счет чего человек способен хорошо осознавать опасные последствия своих поступков. Особенно тех поступков, которые несут ему мощное удовольствие и, тем самым, порой сильно «отвлекают» от рационализации негативных последствий для него и других.

А при нарушениях работы психического аппарата (в силу травм) этот механизм сильно «сбоит». И необходимый «стоп-сигнал» может однажды не сработать.

Собственно, в этом и заключается суть второй новости – плохой.

Со временем, вне комплексной терапии динамика девиаций усугубляется – контролировать себя человеку становится все сложнее (из-за выше описанного нарушенного механизма сдерживания побуждений), и появляется риск, что нарушенная/инфантильная часть личности (та, которая ищет возможности побороть страх смерти, с которым пришлось столкнуться в детстве, через разрядку психики всякими опасными способами, удовольствиями) возьмет над Эго-сознанием верх. 

 Думаю, не стоит подробно описывать, к чему может это привести, так как вы, полагаю, и сами хорошо знаете о судьбе таких, к примеру, девиантных личностей, как Андрей Чикатило, Николай Джумагалиев («Железный клык»), Сергей Головкин («Фишер») и других страшных убийц, насильников, каннибалов.

***

Причины ужасающих девиаций могут быть и другими - не только непрожитый страх смерти в детском возрасте. Это лишь один из множества вариантов, на примере которого сегодня был рассмотрен алгоритм формирования парафилии. 
Учитывая специфику биографий преступников, можно увидеть разные предпосылки их патологических влечений. И некоторые из них напрямую связаны с негативными отношениями в родительской семье.

В арсенале личности психопата нет понятия «совесть». И порой вовсе не потому, что нарушена «органика» его мозга, а потому, что он не видел для себя «доказательства» ее существования от тех, кто был его первым источником знаний о мире и о себе - от матери и отца…

Насилие не только порождает насилие, но и приумножает его …