Даты: 11 августа - 21 августа 2022г.
Маршрут: Казань - Иннополис - Камышин - Элиста - Пятигорск, Железноводск, Минеральные Воды - Джилы Су - Эльбрус - Чечня - Дагестан: Сулакский каньон, Чиркейское водохранилище - Дербент: Экраноплан Лунь - Кизляр - Волгоград - Саратов - Иннополис - Казань
Общее расстояние: 5000км за 11 дней, 10 ночей
Машина: легковая Киа Рио
Ночёвки: 5 ночей в палатках, 5 ночей в гостиницах и квартирах
Это было заранее спланированное путешествие на машине, собирать информацию, читать статьи, смотреть видеоролики и составлять маршрут я начал ещё весной, за 2-3 месяца до начала самого путешествия 🧳
Было проделано много подготовительной работы:
- Сбор и анализ информации
- Закупка инвентаря и экипировки: столик складной, стулья, газовая походная плитка, ножи, бинокль, одежда и тд
- Подготовка машины, прошёл То за неделю перед поездкой
- Бронирование жилья
И вот в 7 утра 11 августа мы впятером ( 4 взрослых и один ребёнок 3 лет) успешно стартовали из города Иннополис.
Через километров 300 все уже были в довольно радостном состоянии и появилось это кайфовое ощущение путешествия и свободы 🤩
Первый день двигались интенсивно и к вечеру преодолели 830 км и заночевали в небольшом городке Камышин ( Волгоградская область ), где заранее забронировали квартиру прям рядом с трассой и большим магазином Магнит Экстра. Здесь мы и столкнулись с первой небольшой трудностью, когда после тяжёлого дня в дороге, супруга постирала вещи в стиралке вместе с брелком и ключами от машины 🙈 Машина закрыта на сигнализацию, брелок не работает, плата и батарейка промокли ( стали искать в 9 вечера авто электрика в Камышине ( безуспешно), все днем только работают.
Большая часть вещей в машине, разобрал брелок, положил сушиться, легли спать, просыпаемся, собираю брелок, ставлю новую батарейку и Аллилуйя, работает 😃
Едем дальше )
На второй день через 500 км остановились в Элисте - столица Калмыкии, квартиру бронировал заранее.
В основном для поиска жилья пользовались тремя сервисами: Авито, Суточно.ру, Твилл
Элиста красивый небольшой город ( население чуть больше 100 тысяч человек)
Весь город пропитан буддийской темой, много красивых храмов и достопримечательностей, две из которых мы посетили: Золотая обитель Будды, ооочень красивый храм, на строительство которого дал благословение сам Далай Лама ( это его резиденция ); Пагода 7 дней, где установлен большой барабан с 75 миллионами мантр внутри, который можно крутить и он исполняет желания )
Только выехали за пределы города, и тут заканчивается асфальт и начинается просто грунтовка, местами с огромными ямами и кусками дороги на протяжении около 1 км. Сразу возник вопрос, туда ли мы едем. Перепроверив навигатор и проложив маршрут заново, показывает, что туда, и что это федеральная трасса от Элисты до Пятигорска нас убеждал поток встречных фур, с логикой: ну типа фуры же в любом случае поедут и будут искать лучшую дорогу)
Дорога по Калмыкии достаточно сложная, однообразная, по одной полосе в каждую сторону трасса, 250 км без заправок, «пустыня» одним словом, сухой сильный ветер, жара 41 градус, перекати поле через трассу, мгла и залипание глаз от однообразия.
И тут происходит вторая ситуация, от которой у меня потом пол часа кололо сердце и тряслись руки. Иду на очередной обгон грузовика, который ехал со скоростью около 80 км/ч, оценил ситуацию, дорога хорошо просматривается и машина с фарами по встречке далеко впереди. Набираю скорость до 110-120 км/ч и выхожу на встречную полосу, почти сравниваюсь с грузовиком и тут резкие крики сзади: - Паша, машина! Я вдруг обнаруживаю прямо перед собой уже в нескольких метрах встречную машину, Нива цвета окружающей среды, типа песчаного, с выключенными в ноль фарами, ни габариток, ни ближнего света, которая несётся мне навстречу лоб в лоб! 😰 Инстинктивно давлю на тормоза, начинает заносить, машину колбасит, становится неуправляемой, еле как успеваю вернуться за грузовик, скинуть резко скорость со 130 до 80 не просто, и мы разъезжаемся в считаных пару метрах. Вот это был конечно шок. Останавливаюсь на обочине, прошу супругу сесть за руль, самого трясёт, семья успокаивает. Открываю бутылочку пива, заранее купленную, потом вторую и через минут 30-40 только меня отпустило…
Едем дальше, стараемся переключиться, включили музыку, все та же пустыня перед глазами, заправок все нет и нет, и уже загорелась лампочка контроля топлива.
Когда выезжал с Элисты, было пол бака, и я с полной уверенностью, что км на 200 точно хватит, и по пути по любому будут заправки, даже и подумать не мог, что так получится..
И вот наконец то виднеется какая то простенькая заправка, без названия, словно одиноко стоящее дерево в этой безжизненной и безлюдной «Сахаре», подъезжаем туда с уже давно выключенным кондиционером, в целях экономии топлива. Смотрю стоят две машины, выхожу и спрашиваю, заправляетесь? На что мне один мужчина отвечает, что из за жары (+41) не работает насос и заправиться не получится… Блин…
Я говорю, что у меня уже лампочка горит и стрелка уже ниже нижней черты, и тут он меня обрадовал, сказав, что через 30 км вперёд будет Роснефть. Покупаем холодные напитки и тихонько едем дальше, в эконом режиме, думая про себя, лишь бы этот мужик ничего не напутал и считаем каждый километр.
Ровно через 27 километров наконец то заправка, Роснефть, заправляем полный бак и я обнаруживаю, что в баке оставалось всего чуть больше 1 литра, то есть максимум на 10-12 км пути 😅
Держим путь на Пятигорск, от Элисты всего 340км и не доезжая до Минеральных Вод 50км на панели загорелась лампочка Чек - неполадки с двигателем 🤦♂️ машина вела себя как обычно, но решили остановиться и проверить под капотом. Беглая проверка и охлаждение в течение 40 минут не дали результатов, и мы тихонько поехали до ближайшего сервиса, мастер посмотрел, сказал что все Окей, просто машина стала жаловаться на топливо скорее всего, такое часто случается в том регионе, сбросил чек и мы поехали дальше ) Денег кстати даже не взял, вот такое первое приятное впечатление о людях Кавказа мы получили в первые же минуты пребывания там.
В Пятигорске первым делом мы добрались до горы Машук, поднявшись по канатной дороге, нам открылись великолепные виды на весь город Пятигорск, частично видно было Кавказский горный хребет, Эльбрус из за тумана видно не было )
Погуляли там, пофоткались, посмотрели Указатели городов и населённых пунктов на вершине горы ( местная необычная достопримечательность)
Спустились вниз, отведали местных Хычинов и кваса и поехали на «Бестыжие ванны» ( находятся рядом, 10 минут на машине )
Термальные горячие источники ( на деле просто чуть тёплые ) Честно говоря, мы разочаровались и даже не стали переодеваться и купаться. На фотках в интернете эти ванны выглядели ну очень привлекательно, а на деле это оказались две небольшие, не облагороженные купели 2х2 метра, где битком сидели местные мужчины)
Да, вид красивый, да, ноги помочить можно и все …
Стали искать ночевку, поехали по рекомендации местного жителя в Монастырь, там не нашли подходящего места, потом поехали под гору Бештау, там был сильный ветер и нам не понравилось, в итоге прокатались часа 3 в пустую и в 11 ночи приняли решение ехать в сторону Джилы Су, куда и планировали на следующий день…
По пути спустился с гор очень сильный туман и похолодало с +30 градусов до +13 буквально за пару часов ( это было очень неожиданно ) и пришлось резко сворачивать с трассы, потому что видимость была почти нулевая, методом тыка приехали в обсерваторию, в которую нас не пустили и мы в 12 ночи разбили лагерь и поставили палатки рядом с обсерваторией, прям в поле…
Проснулись часов в 6:30-7 утра, свежо, тепло, красиво, в далеке виднелся Эльбрус.
Приготовили вкусный кофе на газовой плитке, позавтракали и поехали дальше.
Кстати, мы в этом году только открыли для себя, что газовая горелка с газовым баллоном в путешествии просто чудесная и незаменимая вещь, чайник с водой закипает за 2-3 минуты, приготовить жареную картошку или яичницу тоже легко 👍
Рано утром, когда ты только вылез из палатки, под первые лучики солнца, под чириканье птиц, так кайфово заварить молотый зерновой кофе, налить в него сгущёнки, сесть с этим стаканчиком в раскладное кресло и любоваться природой с видом на горы или реку или лес … мммм ни с чем не сравнимое удовольствие😍
Буквально через 10 минут доехали до смотровой площадки с завораживающим видом на долину гор, дорогу внизу и вдали Эльбрус - две белые снежные вершины, ярко выделяющиеся на голубом фоне неба и облаков.
Подъезжали машины с туристами, становилось достаточно людно, мы по фотографировались, попытались рассмотреть в бинокль горы и поехали дальше, на Джилы Су.
Дорога в урочище Джилы Су хорошая, проехать можно на любой машине, горный серпантин, ехать интересно, необычно, местами нет отбойников и резкий обрыв прямо на краю асфальта, очень красивые виды на горы, скалы, водопадики, по пути можно останавливаться хоть каждый километр, потому что наши восторженные возгласы:
- а посмотрите туда, а вон там, ух как классно, вот это красота 😍 звучали каждые 2-3 минуты и нашему удивлению и радости не было предела 😃 ( для тех, кто так же как и мы поедут туда впервые - это покажется как картинка из фильма, что то нереальное, то, что глаз до этого времени никогда не видел и не встречал, очень интересные внутренние ощущения)
А местные ехали и объезжали нас и таких же как мы зевак - путешественников, волочившихся 30-40 км/ч, с максимальной разрешённой скоростью, ещё и с характерным для тех мест рычащим звуком двигателя )))
Ехать было всего 50-60 км, которые мы преодолели часа за 2-2,5 только потому что часто останавливались и любовались красотами.
Это кстати, я считаю, самый существенный плюс самостоятельного путешествия на своём авто, что ты можешь в любой момент остановиться, выйти, погулять, походить, посмотреть сколько хочешь по времени и ни от кого не зависеть!
И вот мы добрались до Джилы Су!
Много машин, кемпингов, палаток, на въезде стоит Шлакбаум и охранник, заплатили 100р с человека и проехали, припарковались и пошли изучать местность; Горы, водопады, термальные источники, чистейшая минералка, которая течёт прямо из под горы, все это очень впечатлило и понравилось, особенно, когда видишь все это впервые.
Много людей, туристов, очередь в купель с термальными источниками, женское время до 13 часов, мужское с 13 часов ( поэтому идеально приезжать туда часов в 12, если вы семьей, чтобы искупались все), так как переодевалка одна и сразу же за ней место для купания - это как такая чаша, ниша, глубиной метра 1,5 и примерно 3х3 размером, дно выложено деревянными досками и одной стенкой купели является часть скалы, из которой бьёт гейзер - поток газов, с характерными сильными хлопками. Люди битком как селедки набиваются в купель, человек 30 сразу и ещё столько же стоят в очереди на берегу ( вообщем вы гарантированно будете тереться руками и плечами о других людей )
Вода не такая уж и горячая, как я ожидал, примерно градусов +21-22, больше прохладная даже, но зато это настоящая минералка, газированная 🤩 По рассказам местных такое купание обладает просто целительным эффектом, но есть ограничение, не больше 10-15 минут. Вода на столько насыщена минералами железа, что на воздухе оставшиеся капли воды на теле начинают окисляться и приобретать оранжевый вид ))) И желобок, по которому вытекает вода из купели, его дно тоже ярко оранжевого цвета) Когда мы были там, мужчины по очереди вставали спиной к этому гейзеру и получали, так сказать естественный природный массаж за счёт этого мощного выхлопа газов из под горы. Мы конечно же тоже захотели так постоять, это напоминало сильное фырканье, а когда я там стоял, то было ощущение, как будто я прохожу сеанс ингаляции минеральной водой, и один местный мужчина громко сказал, что этот гейзер называется - «Дыхание Эльбруса»
Позже мы этому словосочетанию придали юморной оттенок, в моменты, после питья минералки, когда естественным образом выходили газы через рыг, мы смеясь говорили, что это «Дыхание Эльбруса»😅
Темнело и резко стала меняться погода, подул сильный ветер и стало попахивать грозой, мы засобиралась быстрее, потому что наслушались историй, как после ливней, люди не могли от туда уехать по несколько дней… Вообщем мы успели до дождя.
На обратном пути из Джилы Су с нами случилось еще одно неприятное происшествие, задымились колёса ( в прямом смысле ) и я скорее остановился, очень испугавшись…
В касании потрогал диски колёс, они были словно кипящие🔥 вообщем так я сжёг тормозные колодки, почти в ноль 😅
Подождали час и очень тихонько доехали до Кисловодска, и только уже там в сервисе нам объяснили, что при езде по горной местности это частое явление и вообще есть свои особенности: нужно либо притормаживать двигателем, пониженной скоростью, либо останавливаться каждые 15-20 минут и охлаждать колеса ))) Как не удивительно, я нигде, ни на форумах, ни в видео на ютубе такой информации не встречал, а я основательно готовился к поездке несколько месяцев … Опыт и ещё раз опыт, делюсь с вами )))
После нас, кстати через 10 минут на том же месте, в горах, ещё одна машина подъехала с дымящимися колёсами 😅
Вообщем пришлось нам экстренно искать жильё в Кисловодске, потому что уже магазины автозапчастей не работали, да и сервис уже закрывался в 8 вечера.
К незапланированной ночевке мы были не готовы, да и как оказалось, а мы и не знали, что Кисловодск - это город курорт и съёмное жильё найти очень сложно, тем более по факту, обзвонили десятка два номеров, облазили сайты… нет ничего… время 9 вечера, остановились на парковке 5ки, купили пивка и еды и сели прямо на лужайке рядом с магазином, думать что делать 😃
( брат предложил разбить палатки прямо там )))
Стоило только отпустить ситуацию и напряжение, как мне пишет один парень, который до этого сказал, что не может сдать нам жильё по причине ремонта, и теперь говорит ладно, раз у вас вообще нет вариантов, приезжайте, и мы довольные добрались до квартиры) Евгению из Кисловодска огромный респект, он и его двух комнатная квартира на Кирова 78 очень нас выручили 😉✊
Утром купили тормозные колодки, отремонтировались в сервисе и поехали дальше, на Эльбрус 😍
Эльбрус
Расстояние от Кисловодска до поляны Азау было всего то 220км, но ехали часа 4, если не больше, потому что горы, серпантин и красивые виды, которые так и манят, прям просят притормозить и рассмотреть все внимательнее )
Кстати, мое личное наблюдение, за 11 дней дороги и пройденных 5000км средняя скорость получается примерно 65км/ч. Вот как ни едь, быстро, средне, медленно, где-то участками по трассе и 130-140 км/ч, все равно получалось за день, с учётом остановок на заправки, перекусы, туалет и пробки, средняя скорость 65км/ч
От сюда вытекает очень интересный вывод:
Когда я планировал маршрут, пользовался Яндекс картами и Гугл поиском, смотрел, о типа всего 150-200 км от локации до локации, думалось, что, ну максимум часа за 3 будем преодолевать… и с обеда уже будем кайфовать на новом месте. Но не тут то было, иногда получалось, что и по пол дня ехали и больше, и приезжали только к вечеру, поэтому путешествие получилось чуть нагруженное дорогой и напрягало немного, что вот вроде только приехали, разбили лагерь, разложили палатки, поужинали и переночевали, а утром снова все собирать, а вечером снова все разбирать 😁
Вообщем добрались до поляны Азау, ПриЭльбрусье, посёлок, с которого и начинаются все восхождения и где стартует канатная дорога на саму гору Эльбрус, подходим на кассы, в 15:25 и нам говорят, что на самый верхний подъем, на станцию Гара Баши на 3900 метров мы уже не успеваем ( хотя на сайте написано, что подъёмы до 16 часов, спуски до 18-19 вроде как) и что мы можем сейчас подняться только на станцию Мир на 3500м. Минута тишины, взяли паузу, я подошёл на другую кассу, ещё раз переспросил, сказал, что я ехал 2000км из Казани, чтобы подняться на Эльбрус и вы мне сейчас говорите, что это сегодня не возможно … ( а этот момент, на минуточку, был самым принципиальным для меня из всего путешествия, самым важным и главным пунктом и на пол шишки я не был согласен)
Тем более, что я хотел ещё наверху подняться выше на снегоходах, а это было возможно только со станции Гара Баши.
Семья предложила вариант подняться на 3500, поставить галочку и ехать дальше, но мне так не хотелось и после небольшого смятения и обсуждений, принимаем решение переночевать прям здесь и утром уже подняться как планировали изначально ( спасибо семье, что поддержали меня, для меня это было супер ценно )
Разбиваем лагерь прямо рядом с большой бесплатной парковкой на поляне Азау, под соснами, рядом очень много различных гостиниц, отелей, кемпингов ( на любой вкус есть где остановиться )
Высота на Азау уже, кстати, 2350м и это чувствовалось по воздуху, дышалось легко и было свежо. Рядом с нами базировались ещё три лагеря, среди них пожилой дядечка, который приехал туда на Жигулях 7ка и ночевал прямо в машине, обложившись какими то картонками, говорил, что приехал подышать горным воздухом и просто кайфует и тут временно живет )
Вечером приготовили ужин на газовой плитке - жареную картошку с луком и морковкой, в конце добавили сыр ( местный горный твердый сыр, выглядит как приплюснутая головка круглой формы, очень вкусный, стоит 500р за пол кило примерно ), заварили вкусный ароматный Кавказский чай, который отлично дополнялся в прикуску фисташковым урбечом, мёдом и орешками. Вообщем прекрасно провели этот тёплый летний вечер в ПриЭльбрусье, играя в карты, интеллектуальные игры, по типу Данеток, слушали музыку и наслаждались природой и видами на горы ⛰
Утром позавтракали и целеустремленно пошли пешком к подъемникам, купив по пути солнцезащитные очки, именно зеркальные мне хотелось, как в фильме Хэнкок у Уилла Смита) Оплатили канатную дорогу до верхней станции Гара - Баши ( нам с супругой как многодетным, сделали скидку 20% по предъявлению свидетельства ) и получилось по 1200 вместо 1500р с человека, сели в кабинку и поехали. Решили на новом подъёмнике, он как то сразу больше внушал доверие. Станции Мир и Кругозор и конечная Гара Баши, общее время подъёма минут 15-20, с учётом двух коротких пересадок между станциями, и вот мы на высоте 3900 метров 🤩 Виды просто бомбические, нереально красиво, я такое до этого только в кино видел )) Горы Центрального Кавказского хребта перед нами словно на ладони, вершины Эльбруса рядом, четко видно обе его макушки, дышится очень свежо и легко, хотя и хочется вдыхать чаще, чувствуется лёгкое покачивание и головокружение, сравнимое с состоянием эйфории 🥹
Прогулялись, поднялись чуть выше, рядом серьёзные ребята идут с большими рюкзаками, в специальной экипировке и с палками для ходьбы, совершали пеший подъем 👍
А мы решили воспользоваться услугами местных, которых достаточно много там, и снегоходы и специальные ратраки стояли в ряд, очередей не было, как и не было необходимости внизу искать номер и бронировать ( хотя была такая мысль изначально ) Вообщем за 2000р с человека нас подняли ещё на 250 метров выше, на высоту 4150 примерно, и там мы кайфовали и фоткались минут 15, вид ещё лучше и круче, чем на 3900 и оно того точно стоит 👍
Водитель сказал, что можно и ещё выше, максимально на 5100 подняться, ещё выше уже двигатели отказывают работать и стоимость 8000р на человека ( мы отказались )
И я спрашиваю, если на 5100 подняться, то там вроде как остаётся всего то 562 метра до вершины дойти, он сказал это напрямую, в обход чуть больше и люди это расстояние преодолевают в среднем за 3-4 часа, потому что идти очень тяжело и на такой высоте может начанаться горная болезнь, на слэнге горняшка, может тошнить, кружиться голова, глючить из за нехватки кислорода… мы решили не рисковать в этот раз, будет повод ещё вернуться на Эльбрус.
Спустились, сдали Ски пас карты обратно в кассу и нам вернули по 100р с карты, купили сувенирчиков домой, качество кстати оказалось не очень, один брелок сломался в тот же день, как я его подарил сыну; собрались и поехали дальше, в Дагестан.
Отъехав буквально минут 15-20, увидели озеро и беседки и решили остановиться сразу на обед. Это оказалось кафе, платное озеро, где водится радужная форель. Находится вдоль дороги, прям за поворотом с моста через реку Гара - Баши. Там видно сразу с дороги мостик, резные красивые деревянные беседки и полянка. Нам дали удочки и за 5 минут мы поймали трёх рыб, которых нам сразу же приготовили на углях. Ммм, вот это была вкуснятина 😋 Расчёт за все идёт по весу рыбы, 150р за 100гр, минималка 2000р ( сюда входит и беседка и ловля и приготовление поваром рыбы, и разрешили достать свою еду, вообщем оно того стоит однозначно )
Сытые и довольные, (а я ещё и к тому же с большим удовольствием поставил новую зелёную галочку в своих заметках -
✅ловля рыбы в горах)
Дальше поехали на Сулакский каньон в Дагестан.
Дагестан
Дорога была долгая, через несколько республик, множество блок постов, где стояли вооружённые автоматами пограничники и гаишники, сначала это пугало, потом привыкли. По дороге туда кстати не остановили ни разу, только внимательно вглядывались в машину. Брат даже шутил на эту тему, мол я похоже специально бороду отращивал целый год и готовился к поездке, потому что в кепке, очках и с бородой годовалой я реально был похож на местного. Мимо постов проезжали ооочень медленно, я впервые встретил знаки ограничения скорости в 5 и 10 км/ч, это похоже специально для того, пока ты проезжаешь эти 100 метров с такой скоростью, успеть пробить твои номера, ну мы такой сделали вывод )
Как только заехали в Чечню, дорога преобразилась координально, чистый гладкий асфальт, везде освещение, красивые магазины, все подсвечивается, прям глаз радовало смотреть ) Изначально была задумка, заехать в Грозный, совершить обзорную экскурсию и заночевать там, но по времени мы уже не укладывались и поэтому решили ехать дальше. И да, начитавшись отзывов бывалых, мы заставили наших девчонок ещё на въезде в Осетию переодеть шорты на штаны и короткие футболки заменить на длинные, потому что там достаточно религиозная обстановка и по местным традициям женщины должны быть максимально одеты. Ну и кстати не зря, потому что даже одевшись, мы все равно сильно привлекали внимание местных, когда выходили из машины на заправках и в магазинах. И все же за всю поездку нам таки сделали четыре замечания, два нам с братом, что мы были без футболок на кемпингах и два замечания снова же нам, но по поводу наших женщин, что они были в шортах ( переодели, когда стало невыносимо жарко ) Замечания делали максимально вежливо, объясняя, что так не положено, традиции и все дела; мы конечно же не спорили, извинялись, садились в машину и уезжали ) Согласен с тем, что нужно уважать традиции и правила того места, куда приезжаешь!
Приехали на Сулакский каньон уже ночью, около 12. Изначально замысел был заночевать прямо около обрыва, чтобы проснуться и обалдеть от захватывающих видов 🤩 но в целях безопасности и начитавшись отзывов, решили искать кемпинг ( благо сейчас есть интернет, навигатор и все находится) Не доезжая до посёлка Дубки около 5 км как раз есть отличный кемпинг, где мы за 500р поставили 2 палатки и заночевали. Кстати по дороге в Дагестан, супруга на пассажирском месте искала и читала отзывы, и прочитав 15 отзывов, 14 из которых были негативными и 1 нейтральный, а мы уже заезжали в республику 😅 в машине на пару минут воцарила тишина и потом я, чтобы хоть как то разбавить обстановку сделал вывод:
-Ну все негативные отзывы исходят и описывают ситуации, связанные с общением и контактами с местными жителями, а про природу и красивые локации никто даже и не писал, поэтому мы просто по минимуму общаемся с местными, по максимуму ищем дикие и не людные места и наслаждаемся красотами, невероятной и насыщенной, богатой, изобильной на фрукты 🍇🍑🍈 природой Дагестана 😉
Так и получилось, проснувшись утром в кемпинге ( он кстати активно строится и, думаю, через пару лет там все будет ещё лучше, и душевые и кафе и зоны отдыха и хорошие туалеты) По дороге на Сулакский каньон, есть большие указатели, направо Зип Лайн, налево кемпинг, там сложно пропустить, ночью хорошо подсвечивается. Приготовили сами завтрак на горелке - яичницу с помидорами, сыром и колбасой, заварили кофе и вкусно поели.
Ещё один новый, но очень полезный «помощник», специально приобретённый для путешествия, стала сумка холодильник со специальными пластинами, которые на ночь кладёшь в морозилку и потом они в сумке поддерживают холод ❄️ Вообщем на сутки хватало хранить и молоко и колбасу и сыр и другую еду и лекарства, с учётом что на улице температура воздуха была всегда за +32, а часто доходила и до +40 градусов.
Уже через 15 минут были на самом каньоне. Сказать, что это красиво и необычно - просто ничего не сказать 😅 Это неописуемо словами, Божественное место, созданное природой, очень непривычно глазу и даже сразу и неохватываемое, словно кадры из фильма BBC о природе. Я минут 10 стоял и смотрел, пытался глазами «сфотографировать» и запечатлеть в своей памяти это чудесное зрелище: летают орлы 🦅 на уровне глаз, бегают суслики, внизу бирюзового цвета река, кораблики, горы, скалы ⛰ В бинокль ( ещё один новый, приобретённый специально для поездки прибор) удалось детально разглядеть всю эту красоту 😍 На моем Ютуб Канале
( Павел Обрезков) есть видео со смотровой площадки Сулакского каньона, и не только.
Ещё раз повторюсь, чем мне нравятся путешествия на своём авто, что ты можешь подъехать, остановиться где захочешь и побывать на локации столько времени, сколько захочешь сам) В экскурсиях и турах обычно дают немного времени и часто этого не хватает, чтобы наполниться эмоциями сполна.
Дальше мы поехали на Чиркейское водохранилище, из которого собственно и вытекает та самая бирюзовая река Сулак. Ехать пришлось всего минут 10-15, в навигаторе забили Зиплайн и вот уже перед нами открылись виды на прекрасное, словно море, водохранилище и Чиркейскую ГЭС, которая кстати, вторая по величине в России после Саяно-Шушенской ГЭС. Каменистый берег, чистейшая пресная, очень тёплая, кайфовая, прозрачная вода и вокруг горы и скалы ⛰ Взяли прогулку на катере, в складчину ещё с одной компанией договорились на 1:15 часовую поездку за 15000р. Оно того стоило, однозначно 🤩
Накупались в чистейшей прозрачной воде, прокатились с ветерком по каньону, насытились видами на горы. Уезжать от туда не хотелось, место прям манило, так и говорило, останьтесь здесь ))) и мы стали искать место для купания ещё.
Ещё с воды заметили на берегу большой грузовик - дом на колёсах, в ту сторону и двинулись. Оказались очень дружелюбные и общительные ребята из Екатеринбурга, которые путешествуют на своём чудо доме и кайфуют в самых прекрасных уголках нашей страны. Вода нас так и не отпускала и мы приняли решение остаться там с ночёвкой и не прогадали. Это такое место, куда хочется приехать ещё много много раз. Договорившись с местными о нашем присутствии там и выявив желание остаться с ночёвкой, после недолгих согласований ( прибрежная территория оказалась частной, как потом выяснилось ) нам разрешили остаться. Может сыграло роль великодушие и гостеприимство местных, или может, что мы прокатились на их катере за деньги, или и то и другое, вообщем хорошо что все вышло хорошо 👌
Разбили лагерь, мы с супругой съездили в посёлок Дубки за продуктами и весь вечер, ночь и утро кайфово отдыхали на берегу Чиркейского водохранилища. Душевные беседы у костра с ребятами из Екб, отдельное спасибо Диме и его семье за такой интересный опыт, общение и невероятные истории про путешествия, которые вдохновили лично меня на новые неизведанные маршруты и локации. Приготовление плова на огне, шашлыки, пиво и прекраснейшие виды на берегу Чиркейского водохранилища сделали этот вечер 😉 ( кстати алкоголь и сигареты в посёлке купить можно, стараются для туристов) Пишу, потому что есть с этим проблемы в тех краях.
Утром, накупавшись вдоволь и простившись с этим чарующим местом, с огромной благодарностью в сердце и душе, мы поехали дальше, в Дербент.
Дербент.
По пути нам попадались плантации с виноградниками, сливой, персиками и яблоками.
Едем и наконец то встречается знакомый нам магазин, родная пятёрочка 😅 Мы довольные останавливаемся, идём в магазин, дизайн внутри и продукция ни капли не похожи на привычную 5ку, ну мы такие ладно, что было нужно нашли, купили, зато цены дешевле ) выходим и едем дальше. И только через пару дней, когда мы уже возвращались обратно мы обратили внимание, что это не пЯтёрочка, а пЕтерочка 😂 через Е… У них там сплошной плагиат на каждом шагу, дизайн магазина один в один привычный нам, меняют одну букву в названии и работают ))) Такая же история с заправками, мы там смеялись до слез, когда подъезжая к заправке со словами: - О, наконец то Лукойл, заправимся нормальным бензином ( дизайн заправки один в один, особенно из далека) и читая названия Люкойл, Онойл, Локойл ржали просто в голос 😂😂😂 вместо Газпрома нам попался Гаспром, вместо Башнефть видели Вашнефть. Вообщем для нас так и осталось загадкой, как они умудряются так делать и работать, копируя один в один дизайн известных брендов, меняя одну букву в названии 🤷♂️
Это конечно было очень смешно )
Проезжаем Дербент, держим путь на современную достопримечательность - Экраноплан «Лунь». Это корабль самолёт.
Он получил прозвище Каспийский монстр. Экраноплан - фактически корабль с крыльями, которой может лететь над водой на огромной скорости, до 500км/ч. Это уникальная советская разработка, которая была заброшена после развала СССР. Это был настоящий боевой ракетный корабль, который числился на вооружении в Каспийском флоте. Длина его почти 74 метра, высота 19 метров, смотрится оочень внушительно, и интересно там побывать и посмотреть на него вживую. А с 2021 года эта махина вытащена на берег Каспийского моря, близ города Дербент, и теперь стоит и радует своим видом туристов. Там также планируется и уже начали строить парк «Патриот», который должен открыться в 2023 году. Так как мы приехали туда ночью, чтобы рассмотреть «Лунь» вблизи и при дневном свете, решили переночевать на туристической базе Рубас, которая находится всего метрах в 500, совсем близко от «Луня»
Когда я писал отзыв на Яндексе про эту тур базу, я так и написал: «Нормас Рубас за рубас» ( мы так в шутку смеялись, находясь на этой базе), потому что стоимость ночёвки с палатки 1000 рублей в сутки. База хорошая, охраняемая, на въезде охрана, высокий забор и ворота, камеры по периметру, машину и количество человек записал охранник на въезде. Территория большая, я насчитал около 50-60 палаток, автодомов и кемперов там, которые комфортно, не мешая друг другу располагались на лужайках. Есть корпусы с номерами, столовая, душ, который входит в стоимость, стиралка за отдельную плату, свой выход к морю ( прибрежная зона), пляж достаточно чистый, песочек. И каково же было наше удивление, когда мы пошли купаться ( наконец то на 8 день нашего путешествия мы доехали к морю 🌊) и быстро поняли, что вода в Каспийском море холодная и грязная … Холодная скорее всего из за множества впадаемых туда горных ледяных рек, а грязная из за мутного песка, который постоянно полощут волны. До хорошей глубины идти метров 50-100 от берега. Вообщем мы разочаровались, девченки у нас даже и купаться не стали…
Побывав в том году в Крыму на Чёрном и Озовском морях, мы сделали вывод, что из этих трёх морей самое лучшее для нас оказалось Чёрное море, и каменистый пляж все же лучше, чем песчаный. (Отдельный рассказ про 2 месячное путешествие в Крым и по югу России, я очень надеюсь, что напишу почти сразу как закончу писать этот рассказ про Кавказ ) Вообщем 8 дней дороги к морю, почти 3000 км, 10 минут собственно купания в самом Каспийском море и обратный путь.
Может конечно нам так не повезло с локацией и мы сделали ошибочный вывод про Каспийское море, но второй раз туда же уже ехать не сильно хочется, именно на море имею ввиду.
Утром машина не завелась, сел аккумулятор, потому что остались открытым багажник и двери, горели лампочки, благо машин рядом было много и добрый парень с Краснодара прикурил нас.
На обратном пути решили заехать в сам Дербент, это все таки один из самых исторических городов нашей страны.
Сразу посмотрел Трип адвизор и выбрал топ #1 достопримечательность Дербента - это крепость Нарын- Кала и поехали туда, припарковали машину внизу, вначале подьема, потому что спускавшиеся люди сказали, что ближе к самой крепости жуткая пробка. Поднялись в саму крепость, зашли в ворота, вход на территорию платный, самостоятельная прогулка стоит 200р с человека, так же есть возможность взять экскурсовода от 2000р. Первое впечатление не вызвало дикого восторга, да крепость, да красивые каменные стены, древние строения, виды на город Дербент с высоты птичьего полёта, как на ладони, попутно мы становились невольными слушателями экскурсионных групп, слушали истории про Султанов, их гаремы и сокровища. Возможно просто уже наш «глаз притерся» и насытившись видами гор, водопадов, похожих видов, например в Пятигорске на горе Машук, и других смотровых площадках, мы отнеслись к этому месту посредственно. Посмотрели музей, где рассказывается про историю царей на Руси, их посещения этой крепости. Пофоткались, поснимали видосы и поехали дальше.
Заехали в торговый центр, где прикупили немного вещей, сняли наличные деньги в банкомате, и проложили путь сразу на Волгоград. Навигатор показывал более 14 часов пути, а так как был уже обед, я понимал, что сегодня точно туда не успеем и придётся заночевать где то по пути. По опыту дороги, я понял что к каждым 4-5 часам дороги по навигатору нужно закладывать и прибавлять как минимум +1 час на остановки, заправки, магазины и кафе ( это мой личный опыт, если хочется ехать комфортно и не отсидеть в кресле пятую точку и получать удовольствие от дороги) Вдруг мы вспомнили, что мы так до сих пор и не отведали полноценно местной кухни, и стоило только проговорить это, как нам прям вдоль дороги попадается красивый внешне ресторан под названием Замок, высокий каменный забор, вход в виде мощных ворот и видневшаяся лужайка с фонтанчиками на территории, сразу нас привлекли. Ресторан действительно оказался на 5+, шикарный вид на город, вкусная кухня, приветливый вежливый персонал, большие порции, красивый дизайн, приемлимые цены на уровне кафе. Заказали хинкал двух видов, чуду двух видов, лимонады и что то ещё, кайфанули от души, поставили жирную ✅ зелёную галочку, что мы отведали местной кухни и поехали дальше.
По пути, мне очень хотелось реализовать ещё одно мое желание - купить себе настоящий Кизлярский Дагестанский Нож и я уговорил семью заехать туда.
Небольшое отступление про дороги в Дагестане.
У меня сложилось впечатление, что их там никогда в жизни раньше не ремонтировали и в этом году решили сделать просто все сразу, весь Дагестан, реально просто весь мы ехали по одной стороне дороги вместе со встречкой, а вторая половина дороги находилась в ремонте, от сюда частые пробки, стоянки по 3-5 минут на ограничительных светофорах, где поочерёдное движение потоков машин. Все это усложнялось ещё и лихачеством местных и часто наглым и бескультурным вождением. Я так до конца и не понял как у них регулируется движение на кольце ( у нас как бы все понятно, кто на кольце, тот и главный) там едут как хотят и мне часто сигналили когда я съезжал с кольца, якобы не пропустив, а потом я стал и сам притормаживать на кольце, чтобы убедиться, что меня пропускают. Местные выезжая на перекрёсток с второстепенной дороги или с прилегаемой территории на дорогу почти не останавливаясь, на ходу делают два коротких сигнала и спокойно выезжают, как будто зная, что их обязательно пропустят 🤷♂️ с местными спорить на дороге не виделось никакого смысла и проще было уступать, даже там, когда по пдд у меня был приоритет)
Доезжаем уже ночью до Кизляра.
Кизляр.
По пути кстати остановились размять ноги уже ночью в Чечне, в каком то ауле, и это стало наверное самым неразумным решением за все путешествие 🤦♂️
Увидели аптеку круглосуточную, как раз туда и нужно было сходить, все вышли из машины, стоим около слабо освещённой остановки и сразу приметили метрах в 30 сидели ребята молодые 5 человек, они сразу на нас обратили внимание и видно было, что обсуждают нас, мы не сильно придали сначала этому значение, а зря, минуты через три к ним присоединились еще двое и активно стали показывать пальцами на нас, вот тут то уже я испугался, больше за семью. Хорошо, что все обошлось и один из этих парней просто подошёл ко мне, со словами «Здорово» и сделал замечание, что женщины у нас стоят в шортах , так не положено, уезжайте… Я извинился, мы сразу же сели в машину и уехали, конечно даже не сходив в аптеку… Уже в машине брат рассказал, что видел как они разминали кулаки и шеи, я этого не видел. Глупо конечно было так нарываться самим и вообще останавливаться в этом посёлке, тем более ночью, и увидев этих ребят, надо было сразу уезжать, а не ждать реакции от них. Вывод: лучше так не делать 😅
Дальше мы ехали без остановок, до самого Кизляра, поздно ночью, уставшие мы все же доехали и стали искать ночлег, благо быстро попалась нам по пути гостиница, мы уже с братом решили, что одних наших женщин оставлять не будем и если куда то и уходить, то чтобы всегда кто то из нас с ними оставался. Я пошёл в гостиницу, как оказалось, нам удалось снять последний номер, нас ждал похоже, Люкс двухкомнатный всего за 2500р и мы заселились. При мне администратору поступил звонок и по телефону она отказала звонившему, сказав что только что забрали последний номер. Вселенная нам помогала 🙏
Переночевали и даже не завтракав мы поехали прямо на Кизлярский завод, где и производили оригинальные ножи, мечи и схожую атрибутику. Благо ехать было всего 7 минут. На заводе нас направили в официальный фирменный магазин. Кстати, проснувшись в 6 утра я пару часов мониторил интернет и изучал сайт завода на наличие разрешённых для перевозки и хранения ножей, поэтому я уже в принципе сделал свой выбор и купил достаточно быстро. Нож реально классный, с символикой и фирменной меткой завода, с чеком и пожизненной гарантией, в коробке и фирменном пакете. Название «Кизлярский», не является холодным оружием, а проходит как разделочный, стоит в магазине 2700, на сайте онлайн заказ за 3500. То, что я купил на Эльбрусе, как уже понял после - было китайской подделкой, хотя продавец с пеной у рта доказывал, что это оригинал. Тоже самое было и на Сулакском каньоне, все подделка, без маркировки и указания стали ( на каньоне я не стал брать, так как уже тогда у меня закрались сомнения) Вывод: если будете в тех краях и захотите купить себе настоящий Кизлярский нож, не поленитесь доехать до самого Кизляра😉
В навигаторе стоял все тот же Волгоград и мы ехали весь день и только к вечеру добрались до города.
Дорога шла снова через Калмыкию, песчаные бури сопровождали нас часа 2-3 и как бы не хотелось в туалет, приходилось терпеть, потому что из машины выходить было опасно из за сильного ветра, воздушных вихрей в перемешку с песком, видимость иногда была не больше 15-20 метров, и снова эта безлюдная трасса 250км, одно хорошо, что качество дороги нормальное и в принципе реально ехать местами и 130-140 км/ч.
Наконец то попадается населённый пункт, видим кафе «Луна» и останавливаемся около него. Покушали вкусно местной кухни и достаточно доступно по ценам. Когда я писал отзывы на Яндексе, в рекомендациях вышло и это кафе и мне попался один комментарий, который меня рассмешил и который прям точь в точь описывал то место и совпадал с моим мнением. Парень писал: « Это просто прекрасное кафе, словно Оазис в этой безжизненной и безлюдной, сраной пустыни, в которой ни хрена ничего нет» 😂 Улыбнуло)
Изначально на обратном пути был план ещё заехать в Астрахань, но по времени никак уже не успевали, поэтому пришлось чуть сократить наш маршрут. В Волгограде так же хотели подняться и рассмотреть монумент «Родина Мать» на Мамаевом Кургане. Но так как приехали поздно и сильно устали с дороги, посмотрели на сиё произведение искусства лишь из далека, с парковки и поехали дальше. Спасибо моей супруге, которая сменяла меня за рулём, когда я уже залипал и сильно хотел спать. Проехав чуть дальше Камышина, мы остановились в гостиничном комплексе, придорожный мотель под названием «У Пруда». Достойное место, полная парковка, машин 200, три больших жилых корпуса, магазин и кафе круглосуточные, автосервис и охрана. Нам там понравилось, хоть и ценник не дешёвый, маленький номер с четырьмя отдельными кроватями обошёлся нам в 3200 рублей ( привет Кизляру с шикарным Люксом за 2500) Утром позавтракали и стали держать путь уже до дома, оставалось около 800 км.
По пути заехали в Саратов, побывали на местном рынке, перекусили и уже до талого ехали в Иннополис, с учётом остановок, прибыли в 2 часа ночи, а на утро супруга и я уже пошли на работу.
Вывод: оставлять хотя бы один день перед работой, для отдыха и чтобы успеть отойти от путешествия. Конец.
Список вещей, из нестандартного, которые у нас были с собой и очень кстати пригодились:
Сумка Холодильник
Газовая плитка и баллоны с газом
( ушло 5 штук)
Раскладной туристический столик
Раскладные удобные стулья
Бинокль оказывался часто кстати
Фонарики и туристические лампочки
Топорик - молоток ( забивали колышки для палаток меж камней в горной местности)
Бельевая верёвка
Лопатка саперная
Провода для «прикуривания» авто, когда сел аккумулятор
Батарейки
Средства для обработки рук и салфетки
Несколько повер банков и проводов для зарядки телефонов
Колонка для музыки
Набор посуды, в контейнере оказалось очень удобно хранить
Список вещей, которых у нас не было, но которые могли бы пригодиться, как мы уже потом поняли в поездке:
Канистра с бензином ( хотя бы на 10 литров) с ней однозначно было бы спокойнее
Удлинитель
Тройник
Бензиновый генератор 220
Матрас надувной
Лампочка настольная
Ведро складное
Складные стаканы
Прищепки для белья
Модули и предохранители в машину
Одноразовая посуда
Спальники
Крышка на сковородку
Чайник с крышкой
Норм фонарики ( мощные)
Туристическое одеяло
Пляжные спец полотенца
Багажник на крышу машины
Из того, что взяли зря и ни разу не использовали:
Книги ( читать было некогда )
Из непредвиденного:
Сгорели передние тормозные колодки
Бюджет такой поездки:
Примерно получилось по 35-40 тысяч рублей на человека с учётом всех ночлежек, кафе и ресторанов, развлечений и сувениров, расходов на бензин ( около 20тр за 5000 км) ремонта тормозов и непредвиденных других расходов …
Очень крутое получилось путешествие, ярких впечатлений и положительных эмоций получили сполна 🤩
Друзья, это мой первый написанный рассказ, изначально планировал написать просто обзорную статью, но тут проснулось вдохновение и вот уже 2 недели почти каждый день я пишу этот рассказ, поэтому не судите строго, отзывам и оценкам буду очень рад, и если кому то будет полезна изложенная мной информация, меня это очень порадует.
PS
И да, огромное спасибо сестре жены, что согласилась остаться с нашими тремя детьми дома, Марина спасибо 😁
Благодарю нашу команду - мою семью за такое невероятное интересное приключение: мою супругу Элину, брата Сашу, супругу брата Ксюшу и племяшку Варю, которая на обратной дороге прикалывалась надо мной, говоря что хочет сикать, я останавливался, а она говорила, уже не хочу 😅