Найти в Дзене
Metalogeddoncult

АВАНГАРДНЫЙ СЕГМЕНТ #2: DEATHSPELL OMEGA, BLUT AUS NORD, MESSA, NYOS, MAMALEEK, ENOIA, WYATT E., HELMS ALEE, ZOLA JESUS, GGGOLDDD, DIVOLE

Оглавление

Пещерным здравствуйте! Второе пришествие порции авангарда за год, а в нëм: дарк-стоунер от итальянцев Messa, новинки авангардного блэка от Deathspell Omega и Blut Aus Nord, арт-инсталляция от Mamaleek, арт-поп от Zola Jesus, российские релизы от enoia и Divole, а также гранжевый сладж Helms Alee и нео-вавилонский дроун Wyatt E. Приступим.

DEATHSPELL OMEGA - THE LONG DEFEAT

Avantgarde Black Metal

С главного камбэка.

-2

Порой самые интересные альбомы выделяются в гибридности стилистик (например, прогрессивный сладж или прогрессивный дэт), точно так же для меня происходит и с блэком.

Потянуло меня на авангард в рамках блэка, и здесь я познакомился с творчеством французов Deathspell Omega, чьё творчество никогда не презентовалось на лайвах и имеет философскую концепцию теистического сатанизма (так например на Si Momentum Requires, Circumspice 2004-го искажался Псалтырь, т.е взята христианская основа - ортодоксальное кредо сатаны). Их дискографию можно подразделить на 3 фазы, из которых авангард начинается во второй и оказывает влияние на 3 волну блэк-метала (первой я пока не касался, поскольку вряд ли там будет что-то интересное).

И во 2 фазе стоит выделить классическую трилогию 2004-2010 годов, которая и является главным достижением французов на данный момент. В этом плане французы развиваются в разных направлениях: альбом FAS 2007-го стал концептуальным пиком, сочетая в себе философию Батая и Падение Люцифера, это прогрессивный блэк, который сочетает техничность с хаосом, приправляет всё пышностью и пафосом, ровно как и включая симфонические аранжировки на аутро Obombration Pt.2. Финальный Paracletus ставит упор на атмосферность и радует большей эмоциональностью (духовые тоже есть), да и как тут не вспомнить доводящее до слёз аутро Apokatastasis Pantôn. Особняком стоят мини-альбомы как самостоятельные единицы, что-то развивающие, но по большей части отклоняющиеся в сторону.

В третьей фазе выделю мини-альбом Drought 2012-го года - маткорный эксперимент и верх в техническом перформансе проекта.

Что же касательно The Long Defeat, то я удивлён этому альбому, поскольку он продолжает развивать эмоциональные и мелодичные идеи Paracletus 2010 года, которые без прослушивания Paracletusа я не смог полностью осознать, делает упор на театральность и продолжает более отполированный подход к саунду поздних DO, которые обходятся без интро и аутро в своëм треклисте (аутро всегда было вишенкой на торте).

Несмотря на то, что этот альбом самый доступный (на что сетуют некоторые слушатели), я бы убрал эту маркировку и сказал бы, что он самый проработанный и оригинальный из периода последних 3 альбомов. Отчëтливо вспоминается тибетское горловое пение (которое первоначально сбивает с толку) в начале Enantiodromia и хор на The Long Defeat, Sie sind gerichet! так вообще видится самым прог-метальным (с точки зрения современного прога) у проекта. Жаль, что у всех работ 3 фазы нет такого шикарного финала как Malign Paradigm, Obombration, Pt 2 и Apokatastasis Pantôn. Ещë один приятный момент: разнообразный вокал, хотя в этом плане акцент смещëн в сторону вокалистов проектов Marduk, Mgła и Clandestine Blaze.

Что до тематики, то энантиодромия есть психологический термин, заявляющий предрасположенность любых поляризованных феноменов и явлений переходить в собственную противоположность. Саму интерпретацию альбома мне предложил знакомый: название название Our Life Is Your Death наталкивает на боль и ненависть еретика, которого сжигают на костре. Концептуальные вопросы по этому поводу очень информативно объясняет канал ВОРНИНГ!

The Long Defeat - лучший полноформат позднего творчества Deathspell Omega (уступает в театральности FAS), который обладает уникальным эмоциональным выражением и подходит для рефлексий. При этом он более камерный и не такой величественный по сравнению с Paracletus. Стилистически завершает переход к более пост-металической музыке (избавление от более агрессивных гитарных атак и сыпящихся песком ударных на том же FAS), начавшийся со времен Drought и The Synarchy Of Molten Bones.

Это альбом группы, которая легко отдаст краткосрочную славу остальным и будет задумываться о вечных экзистенциальных вопросах (что подчëркивает философию блэка), ломая мои стереотипы о сатанизме.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Enantiodromia, Eadem, sed aliter, The Long Defeat, Our Life is Your Death

Listening is everything

Metallogedon Cave

BLUT AUS NORD - DISHARMONIUM - UNDREAMABLE ABYSSES

Avantgarde Black Metal

Теоретики сумасшедшего эстетизма

-3

Ещё одни и не менее важные французы Blut Aus Nord - случай проекта, который расплодился альбомами. И они всегда были сильны концепцией, заложенной в альбом, поиском звука и стилистическим расширением рамок, но у таких проектов всё получается очень неоднозначно.

Отправной точкой стал почитаемый многими прииндустриально-театральный и являющий личину к финалу Work Which Transformes God 2003-го и психоделический (но однотонный) MoRT 2006-го. С этого времени в дискографии к фундаменту атмосферного/пост/прогрессивного блэка примешивался индастриал (Deus Salutis Mae 2017-го), эмбиент (Memoria Vetusta II 2009-го) и психоделика (Halluciongen 2019-го).

Самой главной работой, на которой отшлифовалось мастерство, стоит считать трилогию 2011-2012-го годов, где особенно выделяется триквел 777 - Cosmosophy (2012) и его предшественник 777 - The Desanctification (2011), где впервые применился чистый вокал. Также интересен отшлифованный индастриал (сочетание матового саунда и индастриала) на Deus Salutis Mae 2017-го.

Несмотря на материал и гитарные рисунки, больше всего я ценю именно атмосферу, сотканную из холодной размеренности и мне нравится, что даже та же Deathspell Omega ушла в нечто более пост-металическое.

После того, как мы определились, что самый оформленный период - это прошлая декада 2010-х, необходимо отметить, что предшественник нового лонгплея Hallucinogen начал психоделический виток, но совершенно не оформился достойно. Какой-то специфический гитарный тон, мелодика, не понятый мной вокал и эмбиент для данной концепции. Т.е, при всех зачатках, ту самую экспрессию галлюциногенного трипа альбом не оформил.

Disharmonium мало того, что раскрывает неоднозначность нового направления в творчестве, так ещё и становится больше, чем полноценно психоделическим опытом. Альбом вышел на французском девиант-лейбле Debemur Morti, из которого я могу выделить ранее обсуждаемых украинцев White Ward и такой проект, как The Lovecraft Sextet, и это чувствуется.

Альбом сочетает в себе пост-металическую прохладу, глубину погружения в ландшафт и мелодии 777 - Сosmosophy с психоделическими паттернами предшественника, индустриальными вкраплениями Deus Salutis Mae (т.е самые выигрышные работы), но здесь абсолютно новый уровень саунда, просто неземной. К чёрно-белым тонам 777 - Cosmosophy примешивается багрово-закатный, да и в принципе своя разноцветная палитра, чистый вокал достигает сладкого оттенка, но Disharmonium становится театральным со своей кульминацией, динамическим накалом и... пышной симфоникой (вот поэтому и Debemur Morti - лейбл для нуара). Выделю отдельно горловое пение (невольно проводишь параллель с Enantiodromia Deathspell Omega) в финале That Cannot Be Dreamed и акцент в шаманский перформанс на Keziah Mason, достигающий ритуальности.

Триумф инфернальной психоделии (которая не так выражена инструментально и наркотически с точки зрения Oranssi Pazuzu (но с невольной параллелью в их сторону), а более пост-металически, с симфоническими паттернами на манер Deathspell Omega) с идеально отшлифованным звуком.

И разверзлось небо, щупальца налились соком, и вспыхнуло кровавое зарево...

Абсолютно бесподобный альбом в каталоге, который возвысился даже над 777 - Cosmosophy, и один из самых ужасающе чудесных экспириенсов за год. Новый уровень текстурности.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Chants Of The Deep Ones, Tales Of The Old Dreamer, Into The Woods, Neptune's Eye, That Cannot Be Dreamed, The Apotheosis Of The Unnamable

Listening is everything

Metallogedon Cave

THE LOVECRAFTIAN ECHOES

-4

Blut Aus Nord исключительно продуктивны в этом году, что, кроме 14 лонгплея, представили сборник Lovecraftian Echoes (который Bandcamp позиционирует как коллаборацию между ними и некими DMP). Судя по оформлению Disharmonium можно догадаться, что проект перенаправился из теологических теорий в сторону инспириенса Лавкрафта, и это не менее интересно. Иллюстрация, выдержанная в black style выглядит интереснее предшественника, ровно как эстетически подобран шрифт названия проекта.

Здесь сменился акцент в сторону более шершавого и индустриального стиля на манер The Work Which Transformes God, и тот редкий случай, когда 2 альбома подряд очень качественный концепт и материал. Да будет модерн и переопределение рамок блэк-метала.

Перформанс, изрыгающий из себя скверну, в сочетании с чистым вокалом - это необычайно ролевое сочетание.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Hypnos, The Tomb, Weird Harmonies From Celephaїs, Grotesque Visions

Lovecraftian Echoes, by Blut Aus Nord

MESSA - CLOSE

Stoner Doom/Dark Jazz/Dark Ambient

-5

Начнëм с главного: итальянцы Messa подали шоколадное кушание для гурманов и преподнесли его под названием "скарлет-дум".

-6

Начинка действительно разноплановая: взяли за основу стоунер-дум оплот, окутали его вуалью из дарк-джаза и дарк-эмбиента, приправили восточной этникой, даже есть нечто прогрессивное в композиции Rubedo, 44-секундный Leffotrak так и вовсе уходит в театральный краст.

То есть, в контексте всех 3 альбомов проекта можно говорить, что он самый разнообразный и амбициозный, поскольку здесь особое внимание уделяется атмосфере и авангардным фишкам, новым оказалось добавление этники. Но в плане треклиста я считаю предшественника Feast for Water 2018-го гораздо более сбалансированным, там есть интересные гитарные рисунки, которые приятно взаимодействуют с вокалом и атмосферными элементами, поэтому рекомендую композиции Leah, Seer, Tulsi и She Knows.

Здесь же подобно им я нащупал лишь Suspended, которой нет равных. На мой взгляд, это сногсшибательное сочетание тягучего тяжёлого дума и чистого (не экстремального) женского вокала, но Messa больше предшественников направляется на создание неповторимого этнического оттенка, который окутывает тебя своим вайбом, и при таком хронометраже мне не хватает динамики и непосредственно стоунер-дума, поскольку у Messa крайне плавный и чилловый, и это не мешает получать удовольствие от прекрасного женского вокала.

Тем не менее, это второй альбом за год после False Light от White Ward, который органично вплетает дарк-джаз в классический дум-фундамент, и интеграция прошла успешно, добавить бы тяжести. Рекомендую обалдеть от Feast for Water, поскольку это тот альбом, который производит большее впечатление.

P.S. Самый атмосферный момент альбома - с 05:08 у композиции If You Want Her To Be Taken.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Suspended, Rubedo, Pilgrim, If You Want Her To Be Taken, Leffotrak, Serving Him

Listening is everything

Metallogedon Cave

NYOS - CELEBRATION

Math Rock/Post Rock

Чудо в перьях...

-7

Финны NYOS пытаются придать пост-року техничный и динамичный характер, что само по себе уже странно, поскольку не может совпадать эмоциональность и тактильность с материалом математического рока. Соответственно, всё это выливается в какой-то шумный джем-сешн и убивает всё удовольствие с перекрыванием перкуссией всего остального полотна. Какая-то вольная импровизация с записью репетиции в студии. Something Good атмосферно начался, но его тут же перекрыли лупящие ритмы, построенные каким-то невероятно случайным образом. Хотя, в остальном, этот техничный материал пытается казаться весёлым и дружелюбным, перья и экзотические мотивы отсылаются к Канарам. Единственное, где преуспел этот невнятный симбиоз, так это в сингле Gold Vulcan (вот тут всё чётко), по сути, это и есть главный хайлайт альбома, где все остальные импровизации в атмосферном ключе пытаются просто его копировать. При этом, некий оригинальный вайб этого граничит с внутренней пустотой, которую наверняка пытаются заполнить именно ритмическими структурами.

Невероятно репетативный и нудный альбом, где пёстрый праздник жизни не удался.

Математический пост-рок не работает.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Gold Vulcan

Listening is everything

Metallogedon Cave

MAMALEEK - DINER COFFEE

Experimental Rock

Название проекта переводится как "раб"...

-8

Именно такие альбомы идеально вписываются в определение экспериментального рока, потому что это за гранью всех стилистик, представленных на этой работе. Это своего рода арт-инсталляция кафешки, куда приходишь послушать дарк-джаз и потанцевать вальс, а потом случается оглушительный нойз-рок-взрыв (интро Libations to Sacred Clowns - шокирующий скример), и дальше всё происходящее кажется каким-то шизофреническим бредом (но что-то в этом есть), перемежающимся с фри-джазовыми импровизациями (порой в дарк-ипостаси бэкграундно приятными и чилловыми) и этническими паттернами arabique music. Да и вокал сочетает в себе истошные вопли и крики с горловыми песнопениями. По итогу, кафе не то, чем кажется, а в этой звуковой, на первый взгляд, какофонии предстаёт осмысленный контраст между чилловостью и изощрённым инструментарием с шумовой тяжестью. Концептуально сумасшедший альбом, откровение арт-инсталляции со сменой декораций (кафе, психиатрическое отделение, а этника навевает пустынным ландшафтом), в котором всё не то, чем кажется, и всё за 36 минут.

Одним словом, трагикомедия альбома, театрального по своей сути.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Libations to Sacred Clowns ("Возлияния Священным Клоунам"), Boiler Room, Badtimers (лучшая композиция альбома), Grief and a Headhunter's Rage, Wharf Rats in the Moonlight

Listening is everything

Metallogedon Cave

enoia - Agn

Psychedelic Drone/Ritual Ambient/Electro Industrial

-9

enoia - уральский затворник из Екатеринбурга, сочиняющий на лейбле Reflection Nebula, который смыслом существования счёл придание дроуну лица. Важное замечание: он не должен быть с гитарами, т.е, дроун-металом. При создании своих работ он вдохновляется Ulver, Coil и Tool и описывает композиции эпитетами "разнообразно", "глубоко", "серьёзно" и "лично".

Мне импонирует, что автор решил подать авангардную форму дроуна, который заиграл красками за счёт психоделических тонов, космических синтов, тягучего думгейза на сладостном и тягучем альбоме Ambrosia (сложно сказать, считать ли это определение тегом, поскольку он может легко интегрироваться в шугейз/дрим-поп-стилистику, как мы наблюдали с SOM, Holy Fawn и даже Deafheaven; и там это лишь теги, на мой взгляд), но здесь становится чёткой комбинация из этериала, дроуна, дарк-эмбиента и индастриала). Каждый из 4 альбомов, вышедших в промежутке 2019-2022 несомненно индивидуален. Здесь мне импонирует шаманская атмосфера, которая стилистически перетекает в ритуальный дроун и электро-индастриал (Agn полноценно раскрылся в этом плане). Однако, здесь нет чистого вокала, как на предшественниках (хотя вокал в инструментальном плане дроуна удивителен), но сама частота ритуала обильно приправлена мантрами под чистый (я бы сказал, кристальный звук).

Несомненно выделю апогей этой работы в лице одиннадцатиминутного Aion. Я бы сказал, что подобная музыка обладает терапевтическим эффектом и погружает в психоделический транс.

Также музыкант - поэт, с его литературными формами можно ознакомиться в следующем паблике: https://vk.com/enoia.

гори гори моя звезда 
сжигай мосты и города 
невыносима и горда 
гори гори моя звезда 

 

забудь румяных и любимых 
никто нигде и никогда 
меня течением обнимут 
огни 
лучи 
они 
ничьи 
забвения пушистая волна 
ладони горячи 
возьми меня 
и смерти научи

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Arael, Anpu, Aion

https://open.spotify.com/album/2CJjR3sytGwtTUuU6rlLJP

https://t.me/metallogedonstorage/6436

WYATT E. - AL BELUTI DARU

Drone Doom

-10

Продолжаем дроун-тематику, это уже бельгийцы с лейбла JauneOrange, где мною отметились прошлогодние альбомы дроун-рок/нойз-рок/неоклассик-проекта Diemen Sniep (для меня A Life Without Adrenaline - это одир из фаворитов прошлого года) и дарк-джазовый прогрессив от Five The Hierophant, поэтому любопытно было узнать, что Wyatt E. тоже принадлежат к этой когорте.

-11

Здесь дроун интерпретирован в ориентальной форме с восточным колоритом.

Весь концепт проекта заключается в том, что альбом представляет пара композиций хронометражом до 19 минут, которые раскрываются ближе к середине таймлайна и расцветают в своëм пике. Визуально на обложке отражëн сирруш (он же мушхуш или мушхушу), восседающий на месопотамских руинах — мифическое существо из вавилонской мифологии; грифон, дракон, символ бога Мардука, одно из чудовищ, порождённых Тиамат. Сочетает признаки различных существ: имеет голову змеи на тонкой шее с раздвоенным жалом, чешуйчатое тело, передние лапы льва и задние лапы хищной птицы, а также хвост скорпиона. Сирруш изображён на Воротах богини Иштар в Вавилоне.

Не менее советую дебютник Exile to Beyn Neharot 2017-го.

Нео-вавилонский трип обеспечен.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Šarru Rabu

https://open.spotify.com/album/5KX2TrwhfnixVjGCRx1YIs

https://t.me/metallogedonstorage/1837

HELMS ALEE - KEEP THIS BE THE WAY

Psychedelic Sludge/Grunge

-12

Несмотря на то, что альбом рассыпается в тегах психоделического сладжа, нойз-рока и шугейза (на See Sights Smell Smells заметны трайбл-ритмы и клавишные), альбом больше всего метит в гранж, и на сладжевый материал здесь явно не стоит намечаться (самые тяжëлые разве что одноимëнная и Do Not Expose To The Burning Sun). Это скорее альтернатива, лайтовая и поданная в авангардном виде, вдобавок со странным Альбом нестандартный, но он за получасовой хронометраж не раскрывается, ровно как и не балует. Я бы сказал, что альбом в конечном итоге трансформируется в вырвиглазный психоделический артхаус, при этом обладая чилловостью, которую здесь и стоит находить.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Mouth Thinker, Three Cheeks to the Wind, Big Louise

https://open.spotify.com/album/76okkmWFdLG70CtTxNERLW

https://t.me/metallogedonstorage/1837

ZOLA JESUS - ARKHON

Art Pop/Neoclassical Darkwave

-13

Американку с русскими корнями Zola Jesus (Ника Данилова) я считаю своим первым полноценным опытом в арт-поп-музыке. Да, до неë конечно была провальная проба Bjork с альбомом Utopia, да и это определение характерно для творчества моей любимой Florence + The Machine, которая в позднем контексте приняла более консервативную форму, а потом вовсе решила выйти на пластмассовый инди-фолк-рок.

-14

Так вот в Zola Jesus я обнаружил схожий с Флоренс арт-поп вайб образца величнственного и готического Ceremonials 2011-го, ровно как и вокальную подачу, которая с годами приобрела более индивидуальный характер.

-15

Касательно арт-поп-стилистики, я обеими руками за авангардный подход и распространение подобного в массы (а Zola Jesus такой статус получила с Okovi 2017-го). Из всего каталога мне наиболее импонирует ранний период, охватывающий компиляцию New Amsterdam 2009-го, дебют The Spoils 2009-го и Conatus 2011-го. Первые два отличились самым нестандартным подходом к звучанию, интегрируя шумовой нойз-поп и пост-индастриал, однако ядром творчества стоит считать арт-поп (на Taiga исследовался альт- и электро-поп) в дарквейв-атмосфере (нередко с приставкой -неоклассикал).

-16

Стоит отдать должное и последним альбомам, поскольку они более зрелые и выверенные, как и более доступные. Среди них отличился предшественник Arkhon - театральный и стильный Okovi.

Что же до Arkhon, спустя 5 лет Зола пригласила Рэндэлла Дана, который работал с Sunn O))), и это неинновационный альбом. Arkhon является последней работой в еë нынешней ипостаси с вокальным перформансом, не исключено, что далее это будет дроун-симфонический авангард с тем же Рэндэллом в помощниках.

Альбом обладает более светлыми тонами (Desire откровенен и уязвим, при этом с простым чембер-аккомпанементом) наряду с Taiga и Conatus, в названиях треклиста на этот раз нет никаких русских слов, а сама атмосфера стала заметно более готическая на манер (и умы сразу проведут параллель с Челси Вулф), в материале больше внимания уделяется неоклассическим паттернам, хотя атмосферно альбом выигрывает у двух предыдущих.

Тем не менее, Нику всë ещë интересно слушать и проникаться еë подачей, этот альбом обладает неповторимой аурой, но всë же я предпочту ему Okovi 2017-го за большую оригинальность. Пойду переслушаю дебютник The Spoils.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Lost, The Fall, Sewn, Into The Wild, Fault, Efemra

https://open.spotify.com/album/4fAgGEM3LIMho5Brx5Gio9

https://t.me/metallogedonstorage/3774

GGGOLDDD - THIS SHAME SHOULD NOT BE MINE

Darkwave/Gothic Rock/Post Metal

-17

Отношения с проектом GOLD у меня изначально не сложились. Проект начинал с совершенно обычного хард-рока, потом к нему приклеили тег дэт-рока на альбоме No Image (не знаю, в чём заключается сущность дэт-рока, но этот альбом - готик-пост-панк), откуда дальше и пошло всё развитие. Но вайб GOLD оказывался совершенно мимо меня, поскольку это мелодрама с тематикой про абьюзивные отношения, да и материал размером в компактные 40 минут успел высосать сам себя и утомить слушателя.

Стоит действительно отметить, что на момент последних 2 альбомов проект завершил оформление, и This Shame Should Not Be Mine занимает более выигрышное положение по отношению как ко всей дискографии, так и к предшественнику Why Aren't You Laughing?, поскольку полноценно оформляется как дарквейв-альбом (и он театрален по своей сути, что наиболее выражается в композиции Invisible) представляет готик-рок по материалу, пробует более тяжёлую почву, явно навеянную пост-металом, и здесь это, пусть и не везде прокатывает. Мне больше всего импонирует электроника на этой работе (за счёт которой альбом эклектичен, ровно как и вокал, чьи партии становятся куда более выразительными. Однозначно выделю Notes On How To Trust и одноимённый трек как лучшие в карьере. При всём том, что альбом неплох, GOLD остаётся крайне специфическим проектом с неопределённым послевкусием, уязвимостью и депрессивным вайбом, как и с предшественниками, к которым я больше не буду возвращаться.

ЛУЧШИЕ КОМПОЗИЦИИ: Strawberry Supper, Invisible, Notes On How To Trust, This Shame Should Not Be Mine, Beat by Beat

Listening is everything

Metallogedon Cave

DIVOLE - CIRCLE

Dark Pop

-18

Завершим речь о женском дарквейве на втором полноформате московского проекта Divole (Диволь).

-19

-20

Если говорить про формулу дуэта, то это дарк-поп о злой любви, приправленный стильными электронными паттернами и женской чëрной вуалью с чувственным вокалом и хронометражом в 22 минуты (и это не позиционируется как EP).

Приятно проявил себя перформанс на русском языке в финальных 2 треках. Считаю, что этот альбом стоит порекомендовать как альтернативу GGGOLDDD в электронном плане.

Ловушка страсти обезврежена.

ЛУЧШИЕ ТРЕКИ: Wicked Love, Circle, Hurts, I Will Wait for You, Наваждение

Listening is everything

Metallogedon Cave

Продолжение следует...