Привет, друзья?
Кочевники-скифы в древности жили на современных территориях России и стран СНГ. Это настоящие воины, которые не преклоняли колен перед врагом, вонзали отважно ножи и копья. Кто-то их сравнивает со скандинавскими викингами, называя «русскими варварами».
Представление об окружающем мире скифа могло быть интересным и отличающимся от того, что бытовало на Руси в условиях язычества.
Скифский или все же греческий пантеон?
Верховный бог у скифов – богиня Табити. Да и вообще в скифском пантеоне женщины-боги оказывались выше остальных. Табити считали посредником между двумя мирами: небо и земля. Она богиня власти, домашнего очага. Первым об этом рассказывал в своих писаниях философ Герадот.
Сопоставляя с греческим пантеоном, богиня очага у греков не занимала верховное положение. По древнегреческим мифам верховный бог – громовержец Зевс. Причиной лидерства богини-женщины у скифов мог стать культ матриархата. Эта практика соблюдалась и у других народов, где матриархат возвышал женщину.
Возвращаясь к Зевсу, Герадот упоминает Папая. Это скифский бог неба, отец. Жену скифского Зевса звали Апи. Или в переводе – мать. Это прародители людей по видению мира со стороны скифа.
Грек Герадот рассказывает о другом божестве – Гойтосир. И здесь не обошлось без аналогий с греческой мифологией. Гойтосир – это Аполлон, занимающий уже чуть менее высокий разряд в божественном пантеоне.
Войной руководил бог Арес. Древние возводили ему святилища, имели культ, чего не было с другими богами. О чем это свидетельствует? Влияние Ареса на скифов. Вероятно поэтому скифы – народ боевой, хладнокровный и непоколебимый перед опасностями вооруженных столкновений.
Занимательный факт, что Арес – он остался Аресом, именуемый одинаково как в греческой мифологии, так и в скифской.
Одна из привычных версий – у людей не было представлений о том, как выглядел Арес. Почитали его воинский клинок, завладеть которым ранее желали многие, включая нацистскую организацию в XX веке.
А образ Геракла у скифов ассоциируется с Таргитаем. По мнению древнего народа, это первый человек, от которого пошел род кочевников.
Стилевая характеристика скифов
Звериный стиль – отличительная черта скифской мифологии. Это их стилевая особенность. Кровожадные хищники впиваются острыми клыками в мясо бедных оленей.
Олень – олицетворение мирской жизни простого человека, птицы – небо, а наземные хищники – представители потустороннего. Вот так человек на земле оказался окружен двумя мирами.
Друзья, а вам известно что-нибудь интересное о культуре скифов? Делитесь с нами в комментариях.
Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на канал.
Всем мира и добра!