Действие токсичного сотрудника на команду, на компанию в целом можно сравнить с токсином, ядом. Он отравляет атмосферу в коллективе, саботирует решения руководителя, демотивирует окружающих. Растет число конфликтов, руководитель переключается со стратегических дел на решение ситуаций в команде.
Нетрудно достроить цепочку - производительность падает и
команда не достигает своих целей,
могут уйти ценные сотрудники,
руководитель находится в перманентном стрессе.
Токсичность важно вовремя распознать и предпринять меры. Иначе ситуация выйдет из-под контроля.
Есть типичные токсичные сотрудники, которые ведут себя так независимо от ситуации. Перечислю несколько типов, с которыми вы точно встречались хотя бы раз:
Саботажники
Им всегда что-то не нравится. Они против изменений и новшеств. Чаще всего эти сотрудники не представляют особой ценности для команды.
Интриганы
Ведут себя так, чтобы добиться определенных действий, а не в интересах общего дела.
“Самые умные”
Считают себя умнее и опытнее руководителя. Поэтому вправе подвергать критике его решения. И учить менее опытных коллег без запроса.
Страдальцы
И трудятся больше всех, и постоянно страдают вне работы. Часто транслируют негатив.
“Зажигалки”
У них огромное количество идей, хорошее настроение, которым они заражают других, наготове шутки и увлекательные истории. Проблема в том, что это - все, чем они заняты на работе. А его основные задачи ложатся на плечи других.
Конечно, это не все типы, которых можно встретить. И многие из таких людей ведут себя токсично и в работе, и в других ситуациях. Интриган плетет интриги и в нерабочее время, лгун продолжает лгать и коллегам, и близким.
Выделю другой тип токсичных сотрудников, которые такими были не всегда, они токсичны ситуативно, в определенный момент.
Сотрудник может также
-препятствовать коммуникации в команде,
-не воспринимать конструктивную обратную связь,
-саботировать решения руководства.
Но не в силу своих личных качеств, трудностей, неуверенности в себе, а в силу ошибки руководителя.
Например, когда сотрудник с высоким уровнем профессионализма не участвует в принятии решений, получает неясно сформулированные задачи, задачи ниже своего уровня, он становится токсичным. Он нуждается в другом подходе руководителя, доверию его профессионализму, вовлечения в процесс принятия решений.
И наоборот: если сотруднику не хватает знаний и компетенций для тех функций, которые он выполняет, он также может вести себя токсично. Не соглашаться с правилами, порядками и подходами.
Я считаю, что прежде, чем принимать экстренные меры по отношению к сотруднику, который отравляет коллектив, важно оценить уровень его компетенций, степень вовлечения в бизнес-процессы компании, его функционал. Возможно, пересмотреть все эти пункты.
Важно искать причины токсичного поведения, а не увольнять сразу и быстро, не рубить с плеча. Первым шагом по работе с “ядовитым” коллегой будет встреча один на один, где важно поговорить о том, что беспокоит человека, что мешает ему работать, и дать понятную подробную обратную связь.