Найти тему
Анастасия Шемонаева

Как токсичные сотрудники подрывают устойчивость бизнеса?

Действие токсичного сотрудника на команду, на компанию в целом можно сравнить с токсином, ядом. Он отравляет атмосферу в коллективе, саботирует решения руководителя, демотивирует окружающих. Растет число конфликтов, руководитель переключается со стратегических дел на решение ситуаций в команде.

Нетрудно достроить цепочку - производительность падает и

команда не достигает своих целей,

могут уйти ценные сотрудники,

руководитель находится в перманентном стрессе.

Токсичность важно вовремя распознать и предпринять меры. Иначе ситуация выйдет из-под контроля.

Есть типичные токсичные сотрудники, которые ведут себя так независимо от ситуации. Перечислю несколько типов, с которыми вы точно встречались хотя бы раз:

Саботажники

Им всегда что-то не нравится. Они против изменений и новшеств. Чаще всего эти сотрудники не представляют особой ценности для команды.

Интриганы

Ведут себя так, чтобы добиться определенных действий, а не в интересах общего дела.

“Самые умные”

Считают себя умнее и опытнее руководителя. Поэтому вправе подвергать критике его решения. И учить менее опытных коллег без запроса.

Страдальцы

И трудятся больше всех, и постоянно страдают вне работы. Часто транслируют негатив.

“Зажигалки”

У них огромное количество идей, хорошее настроение, которым они заражают других, наготове шутки и увлекательные истории. Проблема в том, что это - все, чем они заняты на работе. А его основные задачи ложатся на плечи других.

Конечно, это не все типы, которых можно встретить. И многие из таких людей ведут себя токсично и в работе, и в других ситуациях. Интриган плетет интриги и в нерабочее время, лгун продолжает лгать и коллегам, и близким.

Выделю другой тип токсичных сотрудников, которые такими были не всегда, они токсичны ситуативно, в определенный момент. 

Сотрудник может также

-препятствовать коммуникации в команде,

-не воспринимать конструктивную обратную связь,

-саботировать решения руководства.

Но не в силу своих личных качеств, трудностей, неуверенности в себе, а в силу ошибки руководителя.

Например, когда сотрудник с высоким уровнем профессионализма не участвует в принятии решений, получает неясно сформулированные задачи, задачи ниже своего уровня, он становится токсичным. Он нуждается в другом подходе руководителя, доверию его профессионализму, вовлечения в процесс принятия решений.

И наоборот: если сотруднику не хватает знаний и компетенций для тех функций, которые он выполняет, он также может вести себя токсично. Не соглашаться с правилами, порядками и подходами.

Я считаю, что прежде, чем принимать экстренные меры по отношению к сотруднику, который отравляет коллектив, важно оценить уровень его компетенций, степень вовлечения в бизнес-процессы компании, его функционал. Возможно, пересмотреть все эти пункты.

Важно искать причины токсичного поведения, а не увольнять сразу и быстро, не рубить с плеча. Первым шагом по работе с “ядовитым” коллегой будет встреча один на один, где важно поговорить о том, что беспокоит человека, что мешает ему работать, и дать понятную подробную обратную связь.