Новый роман Анны Матвеевой посвящён истории её недалёких предков. Если мы откроем википедию, то она нам сообщит, что дед Анны Александровны - Константин Константинович Матвеев (1875—1954), российский и советский минералог, один из основателей Екатеринбургского горного института и Уральского геологического музея; а бабушка - Ксения Михайловна Матвеева (урождённая Лёвшина), первая заведующая кафедрой иностранных языков Свердловского горного института, происходила из дворянского рода Лёвшиных.
Именно этим выдающимся людям, а точнее, своей бабушке Ксении Михайловне, и посвящена половина романа. Через дневники Ксении Михайловны, Ксенички, мы узнаём о судьбе девочки, девушки, женщины из дворянской семьи, которой на жизнь выпало и благополучное детство в Польше, России, Швейцарии, и любовь к человеку, который полностью посвятил себя науке, между делом дав жизнь куче наследников от трёх женщин, и рождение восьмерых (!) детей, судьбы которых сложились очень по-разному, и переезды из одного места в другое, и самореализация как личности. Не выпало ей, пожалуй, только женского счастья. Её дневники, чудом уцелевшие в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн, прочитала наша современница, внучка Ксении Михайловны (как она считает) Ксана Лесовая, о судьбе которой мы узнаём уже из её дневников.
С первого взгляда, её жизнь сложилась куда более благополучно, чем жизнь Ксении Михайловны Матвеевой, но чем дальше читатель углубляется в роман, тем яснее видит, что проблем у Ксаны столько, что хватило бы на десять человек.
Две женские судьбы, очень разные, но схожие только в одном – в отсутствии счастья, в недолюбленности собственными матерями. Впрочем, и все остальные персонажи романа, особенно женские, тоже нельзя назвать счастливыми, или хотя бы благополучными.
Роман написан в модном нынче стиле – разорвать текст на куски и перемешать их (не так давно читала "Лестницу Якова" Улицкой - тот же стиль - разные времена, дневники, письма). Это, конечно, создаёт определённые трудности при чтении, особенно поначалу, поскольку тут участвуют два дневника плюс текст от главной героини. Приходилось всё время останавливаться и вспоминать, сколько же лет героиням в данный момент. Главное, чтобы автор сама в этом не запуталась, а в конце романа мне в какой-то момент показалось, что так и произошло.
В романе больше семисот страниц, но мне показалось, что произведение это не очень цельное. Во-первых, есть незавершённые сюжетные линии, в частности, линия с убийством Марианны Тиме. На мой взгляд, эта часть в романе вообще лишняя, она выбивается из повествования. Как и фрагмент с приездом двух француженок в Екатеринбург.
Во-вторых, мне показалось, что излишне закрученным стал ход о настоящей и придуманной внучке Матвеевых. Не проще было бы сразу писать от себя? На мой взгляд, перемудрила.
И самое главное, эти две женские судьбы настолько необычны и интересны, что вполне можно было бы о каждой из женщин написать отдельный роман (плюс рассказ о жене олигарха Владе, плюс зарисовки о больных детях).
К плюсам романа могу отнести то, что Анна Александровна не идеализирует Константина Константиновича Матвеева, хоть он и является её дедушкой. Она пишет о нём, как есть – учёный он, конечно, выдающийся, но человек был не очень порядочный. И по отношению к женщинам, и по отношению к сотрудникам.
В целом, роман интересен, но без восторга. На мой взгляд, "Завидное чувство Веры Стениной" - более цельное произведение.
Хорошие цитаты:
«-Любишь читать? – простодушно спросила она, глядя, как её новая высокооплачиваемая подруга сидит над книгой с перекошенным лицом. – Это я у папаши забрала. У нас была суперская библиотека, особенно по тем временам! Знаешь, как он говорил? «Не могу, Владуся, без книжек. За день набегаешься, устанешь, а вечером возьмёшь книгу – и тут же засыпаешь!»
«Менять свою жизнь радикально могут только те счастливые люди, которые ни за кого в этом мире не отвечают. Нет у них старых, малых, больных и убогих, а есть лишь свобода, возможность вырвать из дневника исписанные страницы – и начать всё заново, с чистого листа»