Мы воспринимаем как аксиому то, что причина рождает следствие. «Мячик упал в речку, потому что его уронила Таня», «Таня плачет, потому что она уронила мячик», «Я говорю Тане: «Не плачь», потому что я — добрый человек».
Это называется каузальным взглядом, который всё сводит к вопросу «Почему случилось то или иное событие?»
Но есть и другой взгляд, телеологический, отвечающий на вопрос «Зачем это событие случилось?»
Самым авторитетным сторонником телеологии был Аристотель (384 год до н. э. – 322 год до н. э.).
— У всего сущего в целом и у каждого живого объекта в частности есть как бы встроенная цель, — говорил он. — И у человека тоже. Не причины толкают тебя в спину, а Идеальная Финальная Точка Твоего Расцвета, находящаяся в будущем, тянет тебя к себе, вперёд.
По Аристотелю, жёлудь прорастает не потому, что он намок и в нём началось движение аминокислот, а потому что в него «встроен» большой раскидистый дуб на вершине высокой горы. И этот дуб из будущего «тащит» жёлудь к себе.
У каждого из нас есть своя встроенная цель, своё уникальное, идеальное место на карте Вселенной, своё предназначение. Для каждого из нас заготовлен индивидуальный паз, в который мы должны идеально встать. Для того, чтобы оказаться там, мы и рождены. И дорога к этому месту — прямая, как рельсы. Катись и радуйся.
Это теория.
Но при её столкновении с реальностью происходит неприятная вещь — выясняется, что все эти рельсы пересекаются друг с другом. Лёшины рельсы пересекаются с Ксюшиными, Мишины — со Славиными, рельсы кошки — с рельсами мышки.
Например, вышеупомянутый жёлудь долго висел на ветке, мечтая о своей Финальной Телеологической Точке Расцвета, но как только созрел и упал вниз, на землю, — тут же был съеден свиньёй. Потому что у свиньи своя Финальная Телеологическая Точка, которая её притягивает из будущего, и чтобы достичь её, свинье надо питаться желудями.
Но... жёлудь встал у неё поперёк горла, свинья закашлялась и задохнулась.
А ведь её рассчитывал откормить и продать на рынке человек, чтобы получить деньги для движения к своей Финальной Телеологической Точке Расцвета — допустим, чтобы заплатить деньги за курсы скрипачей и стать великим музыкантом.
В итоге никто не пришёл к своей цели — ни человек, ни свинья, ни жёлудь. Все обломались.
— К сожалению, это нормально. Все всегда обламываются, — говорит Аристотель. — Мы постоянно врезаемся друг в друга и сбиваем друг друга с курса. Из-за этого потенциально прямая дорога каждого из нас к предначертанной нам Финальной Точке Расцвета изгибается, деформируется и в итоге выводит нас совершенно не туда.
Конечно, Бог мог бы организовать всё так, чтобы мы друг другу не препятствовали, но тогда это была бы не жизнь, а схема движения электропоездов. Никакой свободы, всё расписано, управляемо, загнано в рамки — зато никто никому не мешает.
Бог не стал так делать.
Он дал нам свободу воли, а значит мы обречены на столкновения друг с другом и постоянную мучительную потерю курса…
* * *
Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.