Для чего нужна педагогическая практика?
Существует ряд профессий, требующих обязательного прохождения практики. В первую очередь к ним относятся медицинские и педагогические специальности. Невозможно представить молодого учителя или воспитателя, который бы пришел на работу, не имея при этом опыта взаимодействия с детьми. Именно практика позволяет дополнить и укрепить теоретическую базу, полученную в вузе или колледже. Перед студентами открываются новые перспективы и нюансы выбранной профессии, они глубоко погружаются в педагогическую деятельность и впоследствии гораздо проще приспосабливаются на рабочем месте.
Если говорить проще, то педагогическая практика ― обязательный процесс обучения студентов в рамках программ высшего или среднего профессионального образования. Будущий педагог приобретает навыки, необходимые для последующей профессиональной карьеры. То есть, студенты выполняют те функции, которые будут входить в их зону ответственности после трудоустройства.
Где студенты проходят педагогическую практику?
Вузы и колледжи заранее договариваются с образовательными учреждениями. Место прохождения практики определяется в зависимости от направления, на котором учится студент:
- Учителя ― в общеобразовательных школах.
- Педагоги дополнительного образования ― в центрах детского творчества, студиях, кружках при школах и т.д.
- Воспитатели ― в частных и государственных детских садах.
- Социальные педагоги ― в школах, психолого-педагогических центрах, ПДН, детских домах, приютах и т.д.
- Коррекционные педагоги ― в коррекционных школах, реабилитационных и медицинских центрах, домах-интернатах и т.д.
- Психологи ― в общеобразовательных школах, детских садах и домах, реабилитационных и психолого-педагогических центрах, в полиции и т.д.
Студентам обычно предоставляется несколько мест, из которых они выбирают то, где хотели бы работать в дальнейшем.
Цели и задачи педагогической практики
Как и у любой практики, у педагогической имеются собственные задачи:
- Познакомить студентов с работой, которую им придется выполнять в ближайшем будущем, помочь приобрести определенный багаж знаний.
- Более детально ознакомить будущих специалистов с тем направлением, по которому они учатся.
- Дать возможность студентам набраться педагогического опыта, научиться находить подход к детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Познакомить студентов с различными методиками обучения и воспитания, выработать умения и навыки их применения.
- Установить и укрепить связь между теоретической и практической частями.
- Научить студентов вести педагогические исследования и применять творческий подход в образовательном процессе.
- Научить студентов анализировать проделанную педагогическую работу, отмечать ее плюсы и минусы, вносить корректировки.
Все вышеперечисленные моменты формируют у студента стойкое представление о работе педагога. Таким образом он будет лучше понимать, как устроена система образования в нашей стране.
Актуальность педагогической практики
Иногда студенты воспринимают педагогическую практику лишь как возможность отдохнуть от ежедневных лекций. В результате у них формируется несерьезное отношение к процессу и они могут упустить много полезной информации. Роль практики в образовательном процессе огромна, особенно если студент планирует связать свою жизнь с педагогикой. В некоторых случаях допускается дистанционное прохождение практики, но и при таком формате на студента ложится определенная ответственность.
Педагогическая практика дает возможность понять, насколько студенту будет интересна выбранная профессия. Даже если он сделает вывод, что хочет работать по другому направлению, то полученный опыт все равно пригодится во взрослой жизни. Практиканту, как правило, не поручают ответственных задач, но при этом он все равно приобретает полезные навыки в области коммуникации и тайм-менеджмента.
Практика погружает студентов в реальную образовательную среду. Часто они сталкиваются с неуверенностью в себе и определенными страхами, например, перед выступлением у доски. Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить. Кроме того, после окончания колледжа или вуза перед студентом встает вопрос трудоустройства. Недостаток опыта часто мешает быть принятым в престижное образовательное учреждение. Если же студент хорошо зарекомендовал себя во время практики и получил хорошие отзывы от куратора и педагогического коллектива, то его шансы значительно увеличиваются.
Виды педагогической практики
Во время обучения в вузе будущие педагоги проходят следующие виды практики:
- Ознакомительная. Студенты знакомятся с основами будущей профессии, наблюдают за работой педагогов, делают записи в дневник. Такая практика обычно начинается на первом или втором курсе.
- Производственная. Студенты принимают посильное участие в образовательном процессе, педагоги делегируют им несложные задачи.
- Преддипломная. Данный вид практики проходят на последнем году обучения. Студенты самостоятельно проводят занятия и уроки, применяя тот теоретический материал, что они изучили ранее. Исследования, сделанные на практике, как правило, ложатся в основу будущей дипломной работы.
Педагог ― это профессия, идти в которую следует только по призванию. Без любви к детям, понимания их проблем и желания помочь невозможно стать хорошим специалистом. И практика во многом помогает студентам убедиться в правильности своего выбора. Узнать, подойдет ли вам профессия, связанная с педагогикой, поможет профориентационный тест.