Найти тему
Авиакомпания Smartavia

Автожир или самолеты без крыльев

Первое устройство, в котором использовался принцип самовращения, было изобретено в 1923 году испанским инженером Хуаном де ла Сиерва. Называлось это изобретение – автожир (от греческого αὐτός – сам и γῦρος – круг). Так мы его чаще называем в России, в других же странах принято говорить гироплан. О нем сегодня речь и пойдет.

Сиерва и автожир. Фото: military.wikireading.ru
Сиерва и автожир. Фото: military.wikireading.ru

Сиерва был страстным энтузиастом авиации, который построил свой первый самолет в 1912 году, когда ему было всего лишь 17 лет! Автожир появился в его идеях как раз после того, как однажды из-за потери скорости разбился спроектированный и построенный им трехмоторный самолет. Он решил изобрести нечто такое, что, в ситуации отказа двигателя, сможет безопасно приземлиться на землю. Его проекты стали очень успешными в Европе. Они производились по лицензии Avro в Великобритании и Focke-Wolf в Германии.

Сиерва и автожир. Фото: hilvvs.com
Сиерва и автожир. Фото: hilvvs.com

А вот видео 1931 года, как работал автожир.

Вскоре производство устройств было организовано в США. Гарольд Питкэрн разработал автожиры для Соединенных Штатов по проекту Сиервы. В 30-е годы было произведено и продано более двухсот устройств. По мере того, как их популярность росла, полиция использовала самолеты для сдерживания толпы на некоторых спортивных мероприятиях, другие пригождались для обучения пилотов в летных школах, в сельском хозяйстве и даже для доставки почты.

Некоторые автожиры были снабжены поплавками и стали прародителями современных гидросамолетов. Вот архивное видео первых летающих лодок:

Автожир иногда также использовался в качестве санитарной авиации. Популярные модели, такие как Cierva C.30, использовались в европейских Альпах в роли, которую в конечном итоге взяли на себя современные спасательные вертолеты. Вот видео одного из таких автожиров, спасающего раненого лыжника.

Первый в СССР автожир был построен инициативной группой – сотрудниками конструкторского бюро Дмитрия Григоровича, инженерами Николаем Камовым и Николаем Скржинским. В начале 1928 года они начали проектирование автожира по информации из авиажурналов и популярных книг, так как это была неизученная в Советском Союзе тема. Разработанная машина поднялась в воздух уже год спустя под названием КАСКР-1 (по фамилиям создателей). После весьма успешных испытаний было принято решение создать улучшенную модель советского автожира с более мощным мотором.

Автожир КАСКР-1 и Николай Камов, летчик Иван Михеев, Николай Скржинский. Фото:airwar.ru
Автожир КАСКР-1 и Николай Камов, летчик Иван Михеев, Николай Скржинский. Фото:airwar.ru

Сейчас же существует огромное множество моделей автожира, которые можно купить в любой стране или даже сделать своими руками по размещенным в интернете чертежам.