Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"На окраине, где-то в городе..." (СССР, 1988) и "На тебя уповаю" (Россия, 1992)

На окраине, где-то в городе... СССР, 1988. Режиссер Валерий Пендраковский. Сценарист Владислав Романов. Актеры: Александр Ларионов, Андрей Мананников, Антон Шереметьев, Лена Зайцева, Федя Конушкин, Настя Смигельская и др.

В полнометражном дебюте Валерия Пендраковского «На окраине, где-то в городе...» практически невозможно узнать автора любопытной дипломной работы «Не могу!», снятой так, что игровой фильм казался документальным.

«Не могу!» стал криком в защиту человека, лишенного надежды. «На окраине...», вопреки ожиданиям, оказалась анемичной, вялой, лишенной авторской боли коллекцией клишированных ситуаций, переходивших в конце 1980-х из одной «молодежной» ленты в другую. Неблагополучный подросток связывался с сомнительными личностями. А «прогрессивный» учитель пытался вытащить бедолагу из беды...

Спору нет, подобные ситуации в жизни случаются. Идея фильма гуманна. Но что толку, ели неудачно выбраны актеры, слаб сценарий, практически отсутствует режиссура...

Вместо искренности и боли «Не могу!» здесь царит дурная театральщина и примитивное бытоописательство...

Александр Федоров, киновед

-2

На тебя уповаю. Россия, 1992. Режиссер Елена Цыплакова. Сценаристы: Мария Калинина, Надежда Покорная. Актеры: Евгения Добровольская, Наташа Сокорева, Ирина Розанова, Татьяна Мархель, Наталия Фиссон, Владимир Ильин, Дмитрий Певцов, Маргарита Шубина, Любовь Румянцева и др.

Про режиссерский дебют Елены Цыплаковой «Камышовый рай» говорили: мужской фильм. И в самом деле, история о бомжах, завербовавшихся куда-то в среднеазиатские пустыни и ставших там обыкновенными рабами у новоявленных феодалов, была рассказана уверенно, без сентиментальных охов и вздохов.

В картине «На тебя уповаю» Елена Цыплакова похоже решила доказать, что умеет снимать не только «мужское», но и «женское» кино. И если понимать под «женским кино» нечто душещипательное, слезливое, «жалостное», то она добилась немалого успеха. События такого сорта накручиваются в фильме от начала до конца.

...Наркоманка, бросив своего только что родившегося ребенка, попадает на принудительное лечение, а затем, поговорив по душам со священником, идет работать в детский дом... Девица легкого поведения тоже в порядке самоперевоспитания приходит в этот же детдом, а потом выходит замуж за иностранца, усыновляет мальчугана-детдомовца и забирает его в мужнину Америку. Подружившись, молодые женщины вступают в нравственно-педагогический бой с остальным персоналом детдома. А это жестокие алкаши, которые не любят детей, берут взятки и авоськами тащат домой предназначенные для малышей продукты...

Бывших наркоманку и «путану» жалко, еще жальче маленьких детишек, брошенных родителями на хилую государственную шею. Жалко и папашу-шизофреника, который, хлебнув пару стаканов бормотухи, ночами бродит под окнами детдома, надеясь увидеть свою доченьку...

Чтобы превратить этот наворот событий в художественную и психологически убедительную драму, на мой взгляд, необходим профессионализм высшей пробы.

Увы, на деле мы получили привычный набор «чернухи» — беспросветной, гнетущей, монотонной. И даже хорошие актрисы, хоть и пытаются как-то оживить сценарные схемы, успеха добиваются лишь в немногих эпизодах, в коих проскальзывает искорка искренности.

Снятые незадолго до фильма Цыплаковой «Поджигатели» и «Казенный дом» о тех же самых проблемах рассказали куда убедительнее, без привкуса «мыльной оперы». Впрочем, быть может, «На тебя уповаю» — это своего рода «пилот» перед созданием какого-нибудь грандиозного сериала о том, как перевоспитавшиеся шлюхи и наркоманы с помощью Господа нашего выводят заблудившуюся страну на путь истинный?

Александр Федоров, киновед