Скажи, у тебя бывают творческие кризисы?
Вот только не говори, что ты не занимаешься творчеством. Ты мыслишь – значит, творишь. А творческий кризис – это когда мысли изо дня в день одни и те же. Будто на карусели несёшься по одному и тому же кругу – и всё одно о то же. Изо дня в день одно и то же.
А что самое в этом ужасное – ты уже сегодня знаешь, что будет завтра: ничего нового. Ни новых идей, ни новых людей, ни новых впечатлений.
Это и есть творческий кризис. Если хочешь, назови его жизненным кризисом, ведь жизнь и есть творчество. Когда кризис наступает, то хочется лезть на стены. Ну а если даже этого уже не хочется, то это вообще труба.
Тебе сейчас сколько лет?
А сколько ты наскребёшь счастливых минут? Вот именно. А ведь это есть творческий/жизненный кризис. И уже не временный, а постоянный. Он наступает, когда заедает быт, когда на плечах тяжеленный крест из рутинных обязательств (большинство из них добровольно взяты, никто не заставлял), и когда считаешь, что так и надо – мол, у всех так. Дескать, это и есть жизнь.
Передаю тебе 3 сильных приёма.
Сама их применяю, когда чувствую, что застываю как муха в янтаре. Когда ни тпру, ни ну – не могу сдвинуться с места, как не пытаюсь.
1. Творчество с дедлайном
Этот приём незаменим в тех случаях, когда понимаешь, что то или это нужно сделать, но жуть как неохота. А что такое «неохота»? Это отсутствие вдохновения. А вдохновение у нас что? Это горячее желание что-то сделать.
Неправ тот, кто думает, что вдохновение представляет из себя нечто такое, что то приходит, то уходит, делая это когда ему вздумается. (Поэтому, дескать, ничего не остается, как пассивно ждать, когда вдохновение посетит снова).
Зато совершенно прав тот, кто руководствуется постулатом: пока лежишь на диване, вдохновение не придёт – ни за что. Желание что-то сделать (вдохновение) появляется именно тогда, когда действуешь.
Но ведь неохота. Как быть? Здесь поможет договор с собой. Ты говоришь себе: «Ну да, понимаю, неохота, нет сил и прочее, что не дает сдвинуться с места. Но с другой стороны, не делая того, что (мне же) нужно, я ем себя поедом».
Говоришь себе так и добавляешь:
Отвожу на это дело всего 20 минут. Только это время, причём с законным правом остановиться, как только это время истечёт.
Думаешь, эти 20 минут пройдут даром? Точно нет. Эти минуты обеспечивают целых 3 результата.
Во-первых, умолкает тот внутри тебя, кто нудит и стыдит, пока ты бездействуешь. Во-вторых, ты производишь почин. А это то самое, с чего начинается всё великое. В-третьих, ты попадаешь в руки силы инерции.
И вот она-то, голубушка, и делает это: подключает к вдохновению.
2. Заход с другой стороны
Когда художнику Пабло Пикассо слегка перевалило за полтинник, его накрыл жесточайший творческий кризис. Пикассо не мог заставить себя продолжать работать. Он даже не мог смотреть на свои шедевры – несмотря на то, что им аплодировал весь мир.
Можешь представить это состояние? Художник, много лет прочно подключённый к силе вдохновения, вдруг превратился в отлучённого от этой силы. Мы не знаем, как чувствует себя лампочка, которой не дают светить, но как чувствует себя человек, которому отрезали доступ к энергии жизни, представить можем: что воля, что неволя – всё едино.
И вот чтобы выбраться из этого ужасного состояния, Пикассо начал писать стихи. И так это ему понравилось, что он написал более трехсот стихотворений. Поэзия Пикассо – это, скажем прямо, так себе творения по сравнению с его живописью, но его стихи, хотя сейчас и изданы, не были предназначены для широкой публики, а были, как говорится, для личного пользования. И они своё дело сделали: помогли великому художнику подключиться к вдохновению, и он снова вернулся к живописи.
Хотя я очень люблю дело, которым занимаюсь, у меня бывают дни, когда я не могу ни писать, ни консультировать, ни записывать сеансы. Я даже на компьютер не могу смотреть. Захлопываю его и засовываю в стол – с глаз долой. В такие дни я чувствую себя мерзко – как та лампочка, которую выключили.
И чтобы выбраться из этого состояния, практикую «заход с другой стороны».
Например, одеваюсь и иду на фотоохоту. Снимаю не всё подряд, а, например, только собак. Или только муравьев. Или только детей.
Это захватывает неимоверно – могу несколько часов по улицам пробегать и не заметить, что так долго. Иногда, чтобы подключиться к вдохновению, готовлю сложное блюдо, которое никогда не готовила. Тоже помогает.
Как и банальная уборка. Всё вычищу, вымою и, глядя, как всё сверкает, слышу в голове новые идеи, которые рвутся наружу.
3. День тишины
Ещё один способ подключения к вдохновению. Простым его не назовёшь, зато эффективность потрясающая. «День тишины» — это ровно на сутки отключить себя от информационного поля. Ни соцсетей, ни сплетен, ни книг, ни фильмов, ни гостей – ничего. Допустима только музыка. Любимая музыка.
В идеале этот день нужно провести в полном одиночестве, но если нет такой возможности, то договориться с домашними, чтобы особо не приставали, и свести общение с ними к минимуму, объяснив, что у тебя День тишины, и он тебе позарез нужен.
В День тишины нужно делать только то, что в кайф.
Душистая пенная ванна; уход за собой-любимой; мечтание под музыку; неспешные прогулки; гастрономические удовольствия – и прочее, что любишь, но редко себе позволяешь.