Великий поэт или писатель рождается из противоречий своего времени, поэтому, как мне представляется, литературная судьба Виктора Борисовича Шкловского — это талант, помноженный на эпоху. Мало у нас литераторов, которые умудрились вместить в свою жизнь почти весь XX век. При этом он был не просто свидетелем, но и активным участником всех переломных событий. Таких авантюрных судеб не так и много. А свидетельством тому, что Шкловский – это отражение эпохи, можно считать отсылки к его неординарной личности в литературе. Фигурой Шкловского вдохновлялись Платонов, Вс. Иванов, Ильф и Петров. В романе Ольги Форш «Сумасшедший корабль» Шкловский выведен под фамилией Жуканец. Еще о нем пишут Юрий Анненков в «Повести о пустяках» и Вениамин Каверин в «Скандалисте». Булгаков в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» выводит Шкловского под фамилией Шполянского. Сергей Довлатов в «Соло на ундервуде» сравнивает себя с удивительным, непредсказуемым Шкловским.
Важно еще и то, что литературовед в качестве теории предлагал еще в 1920-е годы прошлого века, стало популярным на Западе спустя много лет. Именно из его научных наблюдений выросли западный структурализм и семиотика. Теорию «остранения», «энергию заблуждения», «поэтику кино» изучают во всем мире. Под остранением ученый подразумевал литературный прием, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Его знаменитые работы «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как приём» стали базой для многих культурологов основой рассуждений.
Мне семьдесят пять лет. Душа моя лежит предо мной. Она уже износилась на сгибах. Сгибали душу смерти друзей. Война. Споры. Ошибки. Обиды. Кино. И старость, которая всё-таки пришла.
С началом Первой мировой войны Шкловский был одним из тех, кто добровольцем записался на фронт. Здесь он познакомился с Юрием Тыняновым и Борисом Эйхенбаумом, совместно с которыми развил школу русского формализма. В 1917 году Шкловский получает Георгиевский крест. Трудно себе представить, что этот ироничный человек проявил нешуточный героизм на фронтах Первой мировой. Ему были свойственны и эпатажные выходки. Весной 1920 года он стреляется с неизвестным из-за Надежды Филипповны Фридлянд (актрисы и поэтессы, ученицы Гумилёва). И это была последняя дуэль в русской культуре. Осенью того же года Виктор Борисович стал профессором Российского института теории искусства.
Шкловский в роли сценариста принял участие в создании 35 картинах. И сам сыграл в роли Петрашевского в экранизации Достоевского «Мёртвый дом». Как многие его друзья (Маяковский, Татлин, Мозжухин), он был увлечен новым искусством. Помимо прочего, впоследствии Шкловский напишет и творческую биографию Сергея Эйзенштейна – одну из известнейших своих работ, отмеченную Государственной премией СССР.
В 1932 году писатель отправляется на Беломорканал в группе писателей, которые должны были воспеть эту великую стройку. Увиденное произвело на него тяжёлое впечатление, но ему всё-таки пришлось написать несколько духоподъёмных строк для агитационного сборника. Можно назвать Шкловского и конформистом, но он, объяснил этот свой поступок метафорически: «Человек уступает автобусу дорогу не из уважения…».
Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте.
Напишет он и неповторимые свои «восемь строк о свойствах страсти». Это его искренний роман «Zoo, или Письма не о любви». Это его переписка с Эльзой Триоле – сестрой Лили Брик, в которую прозаик был безответно влюблен.
В. Шкловский не мог жить без «энергии заблуждения» – энергии свободного поиска, что и позволило ему прожить яркую жизнь, оставить последующим поколениям импульс творческого поиска.
Советую прочитать:
«Гамбургский счёт», 1928.
«За и против. Заметки о Достоевском», 1957
«Заметки о прозе Пушкина», М., 1937
«Искусство как приём», 1917. Статья
«Как писать сценарии», М.—Л., «ГИХЛ», 1931
«Капитан Федотов», Л., «Советский писатель», 1936
«Тетива. О несходстве сходного», 1970.
«Эйзенштейн», М., «Искусство», 1973
«Энергия заблуждения», 1981
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ