После того, как стало известно, что порт Гамбурга используется для снабжения американской группировки войск в Германии, было делом времени, когда Вашингтон публично укажет Берлину, что Германии делать со своими портом.
Как пишут, Соединенные Штаты «настоятельно посоветовали» Германии [вот это интересный вербальный оборот - прим. Об этом не говорят], чтобы Китай не получил контрольного пакета акций в портовом терминале Гамбурга. Источник из Госдепартамента США добавил, что окончательная сделка была в конце концов скорректирована в сторону уменьшения доли Пекина.
Китайский судоходный гигант Cosco в прошлом году сделал предложение по приобретению 35% акций одного из трех терминалов одной из логистических компаний HHLA в крупнейшем порту Германии, но немецкая коалиция разделилась во мнениях относительно того, стоит ли заключать такую сделку.
На прошлой неделе Германия одобрила продажу Cosco 24,9% акций терминала. Против продажи 35% акций возражали "младшие партнеры" по трехсторонней коалиции канцлера Германии Олафа Шольца.
Из-за того, что продаваемая Китаю доля ниже 25%, сделка больше не требует одобрения Кабинета министров, которое было бы трудно получить от "зеленых" и либеральных министерств.
Высокопоставленный чиновник Госдепартамента, беседовавший с журналистами Reuters на условиях анонимности, сказал, что Вашингтон работает с европейскими партнерами, чтобы гарантировать, что любые инвестиции Китая в стратегические области, которые влияют на обеспечение безопасности, тщательно изучаются и предпринимаются соответствующие шаги:
«Посольство [США в Германии] очень ясно дало понять, что мы решительно посоветовали, чтобы у Китая не было контрольного пакета акций, и, как вы видите, после того, как они [немцы] скорректировали сделку, его нет».
Новости о вмешательстве США в сделку появились за несколько дней до того, как Шольц отправился в свой первый визит в Китай, за которым будут внимательно следить, чтобы понять, насколько серьезно Германия относится к снижению своей экономической зависимости от растущей азиатской сверхдержавы и противостоянию её руководству.
Как заявил чиновник Госдепа США, обеспечение того, чтобы город Гамбург был по-прежнему основным владельцем порта «важно для стандартов, которые мы пытаемся установить для всех стран G7 и для всего мира» [какая интересная формулировка - "не указывают, как жить", а "важно для стандартов" - прим. Об этом не говорят].
Возглавляемое "зелеными" министерство иностранных дел Германии указало в своём отзыве на сделку, что инвестиции «непропорционально расширяют стратегическое влияние Китая на немецкую и европейскую транспортную инфраструктуру, а также [увеличат] зависимость Германии от Китая».
В документе указывается на «значительные риски, возникающие при влиянии и контроле элементов европейской транспортной инфраструктуры со стороны Китая — при этом сам Китай не позволяет Германии входить в правление китайских портов» [это, кстати, справедливое замечание, что Китай никого не допускает до своей инфраструктуры, но пытается скупить везде, где только можно чужую - прим. Об этом не говорят].
Получается, что США с ходу "вписали" Берлину, чтобы он не смел продавать Китаю 35% акций порта. И сделали информацию о своём вмешательстве общедоступной сразу, как только Шольц поехал в Китай. Интересно американцы "отыграли" партию, да.