Экран не может быть слишком большим. Главное, чтобы на него хватило места. И денег, потому что когда диагональ монитора превышает 30, а телевизора – 60 дюймов, ценник становится совсем уж запредельным. Проекционный гейминг в этом плане оказывается на удивление доступной альтернативой, пусть и не лишенной компромиссов – хотя в отношении размера экрана их точно не будет. Но действительно ли он так прекрасен, как о нем говорят? Мы решили сами проверить это на примере старшей модели Cinema C6 от компании HIPER.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Технология: LED LCD
- Центральный процессор (CPU): 4 ядра ARM
- Операционная система: Android
- Установка приложений: магазин приложений Google Play и APK файлы
- Поворот изображения: 360 градусов
- Соотношение сторон: 16:9, 4:3
- Коррекция трапецеидальных искажений: до 10 градусов
- Максимальное разрешение: Full HD (1920×1080)
- Встроенные динамики: есть
- Оптическая система: cтеклянные линзы
- Масштабирование: интерполяция кадров
- Срок службы LED ламп: 50 000 часов
- Фокусировка: оптическая
- Проекционное расстояние: от 200 до 500 см
- Питание: 100-240 В / 50-60 Гц
- Возможности по установке: фронтальная проекция, обратная проекция, крепление к потолку
- Разъем для подключения наушников: есть
- Максимальная диагональ экрана: 150″ (381 см)
- Контрастность: 3000:1
- Яркость, лм: 12000
- Воспроизведение файлов: Full HD 1080p медиаплеер
КОМПЛЕКТАЦИЯ И ДИЗАЙН
Cinema C6 достаточно габаритный и массивный – как-никак, полноразмерный проектор. На большой картонной коробке в необычной для HIPER черно-желтой гамме изображен сам проектор, а также обозначения основных характеристик, возможностей и поддерживаемых форматов.
Для более безопасной транспортировки проектор уложен в пенополиэтиленовые вставки. В комплекте кабель питания, кабели для подключения к разным источникам (HDMI, AV и VGA) и пульт дистанционного управления – без батареек.
Корпус со скругленными углами сделан из качественного белого пластика с блестящими серебристыми элементами вокруг линзы и выреза под кольцо регулировки фокуса на верхней панели. За ним, ближе к задней части расположились кнопки управления: питание, меню, источник изображения, навигация (стрелки, подтверждение и возврат).
Спереди справа находится, собственно, линза с резиновой крышкой на случай долгого простоя. Рядом с ней – ИК-приемник для пульта. По бокам – выходы для вентиляции и динамиков. Снизу — ножки с резиновыми подкладками и небольшая откидная подставка, позволяющая совсем чуть-чуть регулировать высоту.
Все порты собраны на задней панели: по два HDMI и USB, один VGA, как на старых мониторах, аналоговый AV-вход, 3,5-мм выход для наушников или колонок, а также порт RJ-45 для проводного подключения к сети. Рядом – еще один ИК-приемник, чтобы пульт «ловился» не только спереди, но и сзади.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Если рассматривать использование для игр, то Cinema C6 подключается аналогично любому монитору или телевизору – по HDMI. Ретрогейминг мы в расчет не берем, но при желании можно воспользоваться и AV-кабелем для какой-нибудь старой консоли.
После подключения нужно включить питание, выбрать источник (с пульта или кнопкой на самом проекторе) и настроить фокусировку упомянутым выше кольцом. Всё – при правильном расположении проектора его можно больше не трогать.
Но для непосвященных – которых явно будет большинство – стоит всё-таки сказать пару слов об этом правильном расположении. А заодно и о подготовке комнаты, в которой планируется ставить проектор.
Итак, ставить проектор нужно как можно ближе к оси, пересекающей центр экрана, иначе возникнут трапецеидальные искажения – нарушение параллельности сторон экрана. Часть их можно компенсировать в настройках, но при больших углах расположения проектора этого может быть недостаточно.
Очевидно, что помимо самого проектора потребуется поверхность, на которую будет проецироваться изображение. Для этого подойдет, например, простая белая стена – правда, в большинстве случаев дома ее не будет, поэтому лучше купить экран. Достаточно неплохие делает сама HIPER.
Экран подбирается в соответствии с размерами комнаты и проекционным расстоянием (максимальное расстояние – максимальный размер). Также нужно подготовить саму комнату в части затемнения, иначе полноценно играть получится только ночью, а по возможности продумать еще и звукоизоляцию места установки проектора, потому что шумит он довольно сильно.
Заявленный ресурс лампы – 50 тысяч часов. Простейшая арифметика показывает, что даже при непрерывной работе 24/7 его хватит больше, чем на 5 лет. Так что проектор скорее устареет морально, чем выработает ресурс, поэтому за долговечность и надежность можно не беспокоиться.
БОЛЬШОЙ ЭКРАН ДЛЯ ЛЮБОЙ ПЛАТФОРМЫ
Так ли хорош проекционный гейминг, как хвалят его некоторые популярные в определенных кругах блогеры? Ответ на этот вопрос сложно назвать однозначным. Я поиграл с проектором на ПК, двух консолях и даже смартфоне, но так и не смог определиться, готов ли я полностью отказаться от традиционных мониторов и телевизоров.
Качество изображения на большом расстоянии было вполне достойным. Конечно, четкость уступает мониторам и телевизорам, особенно с разрешением 4K и выше, но учитывая расстояние до экрана и его размер, эта легкая размытость совершенно не критична. Расширенный динамический диапазон также не поддерживается, поэтому после HDR-телевизоров картинка может показаться блекловатой, но к этому быстро привыкаешь.
Первой испытуемой консолью стала Xbox Series X – и уже на ее примере можно получить приблизительное представление о возможностях и ограничениях проекционного гейминга. Гонки в лице Forza Horizon 4 и 5 с их великолепными пейзажами и яркими машинами выглядят просто на порядок круче, чем на любых мониторах и телевизорах, даже несмотря на отсутствие HDR.
Halo Infinite на большом экране становится еще эпичнее, но из-за блекловатой картинки впечатление оказывается несколько смазанным, а для чтения некоторых текстов приходится достаточно сильно напрягать глаза. А вот Shadowrun Trilogy, за которую я боялся больше всего, оказалась на удивление играбельной – все огромные «простыни» текста были вполне читаемы, хотя всё снова упирается в хорошее зрение.
На Nintendo Switch благодаря особенностям платформы и интерфейса играть несколько комфортнее. В среднем, по совокупности всех игр это, пожалуй, лучшая платформа для проекционного гейминга. Практически с любыми играми всё выглядит отлично, а если проблемы и есть, они никак не связаны с тем, куда выводить изображение – например, шрифты в BioShock, мелкие даже для портативного режима.
Казалось бы, проектор здорово подойдет для разного рода активных игр с использованием всех возможностей джой-конов, типа Just Dance или Super Mario Party, но в реальности всё несколько сложнее и снова упирается в расположение проектора. Нужно продумать его таким образом, чтобы не пересекать луч, например, подвесить к потолку или использовать обратную проекцию, когда проектор располагается позади экрана. Иначе вместо игры на экране будут видны только тени игроков.
ПК оказался наименее однозначной платформой. Это тоже связано прежде всего со шрифтами и оптимизацией, потому что даже при использовании телевизора одна и та же игра на ПК и на консолях должна адаптироваться по-разному именно из-за расстояния до глаз игрока. Кинематографичные игры с консольной историей – например, Detroit – выглядят очень здорово, а Wasteland 2, например, оказалась совершенно неиграбельной из-за нечитаемо мелких шрифтов.
Вы не поверите, но с проектором можно играть и в мобильные игры. Благодаря специальному приложению для трансляции экрана на трехметровую диагональ можно вывести Diablo Immortal, CoD Mobile, Genshin Impact, Wild Rift и любую другую вашу любимую игру для смартфона. Правда, играть лучше с геймпадом, чтобы не отвлекаться на сенсорные элементы управления.
Следующий момент, в равной степени важный для всех платформ – это звук. В проекторе есть встроенные динамики, но по качеству звучания они едва дотягивают до акустики среднего ноутбука, так что вряд ли стоит рассматривать их всерьез.
Возможности для подключения внешней акустики также ограничены – есть всего один 3,5-мм разъем, позволяющий подключать только 2.0/2.1 системы. При условии хорошего качества самих колонок это вполне рабочий и достаточный для большинства геймеров вариант – а на консолях еще и единственно возможный.
Полноценного объемного звука получится добиться только на ПК с хорошей звуковой картой, выводя звук прямо с нее, а проектор оставив исключительно для вывода изображения. Формально поддерживается также Bluetooth, но его использование для игр из-за высокой задержки сильно ограничено.
НЕ ТОЛЬКО ИГРЫ
HIPER Cinema C6 – это не просто средство вывода изображения и звука, но и полноценный функционал SmartTV с приложениями для стриминга,поддержкой локальных и сетевых хранилищ, браузером и даже возможностью подключить мышь, клавиатуру и контроллер. Правда, контроллеры для консоли и проектора придется использовать разные.
Работает всё под управлением Android 9 в «телевизионной» версии, с предустановленными приложениями медиапроигрывателей и стриминговых сервисов, среди которых YouTube, «Кинопоиск», Wink и ряд других. Для скачивания других приложений можно войти в свой аккаунт Google и воспользоваться Play Market, также адаптированным под Smart TV.
Фильмы со всех стримингов и локальных источников смотрятся прекрасно, если решить уже упомянутый вопрос с качеством звука. И даже если вы не собираетесь их смотреть, разобраться в системе всё равно придется, потому что именно там находятся все настройки, от яркости и контрастности до компенсации трапецеидальных искажений. Впрочем, это не так уж сложно и потребуется всего один раз.
ВЕРДИКТ
Проекционный гейминг – это реально! HIPER Cinema C6 вряд ли сможет стать полноценной заменой телевизору и тем более монитору, но при должной подготовке помещения и продуманной организации вывода звука он позволит вам вывести гонки, кинематографичные приключения и интерактивное кино на совершенно новый уровень атмосферы, а благодаря функционалу медиацентра у вас появится свой личный маленький кинотеатр.
Этот проектор не назовешь действительно доступным, но по совокупной стоимости вместе с экраном (около 50 тысяч рублей) он примерно соответствует хорошим, но не самым дорогим телевизорам – при возможности обеспечить вдвое-втрое большую диагональ. Конечно, в идеале ему не помешали бы HDR и более продвинутые решения по звуку, но лучшее, как известно, враг хорошего. Для удовлетворения потребностей среднестатистического пользователя возможностей Cinema C6 вполне достаточно.