Найти тему

Не бесермянка вовсе

Из личного архива Марии Корепановой
Из личного архива Марии Корепановой

Бесермянка с удмуртскими корнями

Машу Корепанову считают бесермянкой. Ее снимали в нескольких документальных фильмах и телевизионных программах об этом народе. Но оказывается она не бесермянка вовсе, она по национальности северная удмуртка. А культуру бесермян открыла для себя и стала изучать в музыкальном колледже.

Лично я с ней познакомилась, когда шла по заданию редакции на отборочный этап в Ижевске шоу «Минута славы». Девушка была в прекрасном платье с национальными орнаментами и стилизованной шапочке с бахромой. У неё был вокальный номер. И выступила она, кстати, потрясающе и прошла в шоу.

– Изначально педагог по специальности в музучилище предлагал поступать на этно-музыковеда. Правда, желание педагога я отложила, оно реализовалось через несколько лет. А моя сольная карьера началась с конкурса “Молодые голоса. Музыка в стиле этно”.


Крези


Параллельно Маша продолжала изучать бесермянскую музыкальной культуру. В частности традиционные импровизационные напевы бесермян - крези.

В южных районах Удмуртии так называется струнный музыкальный инструмент. В бесермянской же культуре так называют традиционные напевы.

– Это некая импровизация на асемантическую лексику. Чтобы вы поняли, объясню так: что вижу, что чувствую, о том и пою. Мелодия, которую поют – одна на всех, а вот слова или наборы слогов у каждого свои. Причём, в коллективных исполнениях никогда не бывает сюжета, в отличие от традиционных понятных нам песен.

К сожалению, традиция такого импровизационного коллективного пения утрачивается. Чтобы так вот выйти на сцену и спеть про то, что у тебя в данный момент на душе – такое редко встретишь.

Крезь по словам Маши обладает особой энергетикой. Возможно, потому что человек через него передаёт своё внутреннее состояние. Без посредников и без слов, которые ему не принадлежат. В крези только своё истинное глубинное.

Маша уже восемь лет живет в Таллине. И именно крезь завел ее туда. Вернее, изучение этой традиции. Она поступила в докторантуру Эстонской академии музыки и театра, написала и защитила докторскую диссертацию, посвящённую крезям.

– А вот бесермянский язык я начала изучать в прошлом году. Это было моей давней мечтой. Для этого специально приезжала в Удмуртию и почти три месяца жила в бесермянском селе Юнда.
– А чем язык отличается от удмуртского?
– Другая артикуляция, произношение, отдельные другие слова… А ещё вы вот спросите бесермянина, относит ли он себя к фино-уграм? Из общения с ними я заметила, что многие относят себя к тюркам.
– А почему ты решила освоить этот язык?
– Чтобы достичь еще большего уровня исполнения крезей и быть полноценным представителем бесермянской культуры в мире.


Авторская методика Маши


Кстати, Маша создала свою авторскую методику пения крези и даже появились уже ученицы и последовали. Они считают, что методика простая и понятная, и теперь старинная традиция доступна и им, современным девушкам. Она позволяет справляться со своим эмоциональным состоянием, поющим становится легче и спокойнее на душе.

– Они очень удивились, что петь можно про то, что их окружает и волнует прямо сейчас. А раньше ведь они брали за основу тексты бабушек, перенимая их чувства. А если из раза в раз повторять один и тот же текст, это уже не импровизация. Настоящий крезь отражает внутренний мир и эмоцию поющего, не обязательно даже, чтобы это были переживания, в пении может звучать радость.

Мне казалось, что Маша открыла какую-то тайну, секрет, который ранее никому не был известен. Жаль, что она живет теперь так далеко. Конечно, захотелось про ее авторскую методику рассказать и в нашем фильме. На мой взгляд, она совершенно уникальна. Пока размышляем, как это сделать технически. Но надеюсь, все получится.

А вы знали до этого, что крези – это такие импровизационные напевы? Хотели бы научиться создавать такие или послушать в современном исполнении?

/Ваша Надежда, руководитель проекта блог-тур Малые народы России/
#президентскийфондкультурныхинициатив

Из личного архива Марии Корепановой
Из личного архива Марии Корепановой