Мне попалась новость о том, что в Нью-Йорке на новой станции подземки Grand Central Madison появятся мозаики художниц Яёи Кусама и Кики Смит. Мне эти имена не знакомы, и в таких случаях хочется восполнить пробелы. Поэтому я пошла интересоваться и нашла удивительное, прекрасное и не очень.
Для начала пара слов о станции Grand Central Madison. Она строится под Центральным вокзалом Нью-Йорка и будет представлять собой крупный транспортный узел, который соединит Северное метро с железной дорогой Лонг-Айленда. Открыться станция должна в декабре этого года.
Работы Яёи Кусама и Кики Смит были выбраны в ходе конкурса. Финалисты должны были представить свои проекты в стенах станции. Площадь мозаик составит 223 кв. м — от пола до потолка.
Яёи Кусама
Яёи — японская художница, ей 93 года!
Яёи — женщина сложной судьбы и многих талантов. В ее арсенале живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции, для которых характерна одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. Она себя описывает как «навязчивого художника». В 2008 году одна из ее работ была продана на аукционе за $5,1 млн — это рекорд для живой художницы.
У Яёи было несчастливое детство. Психологическое и физическое насилие в семье не прошли бесследно, ее преследовали галлюцинации и видения, что чуть не окончилось суицидом. Стены, полы, холсты, повседневные предметы — все это она покрывала рисунком в горошек, позаимствованным из собственных галлюцинаций.
Но однажды она увидела репродукции картин американской абстракционистки Джорджии О’Кифф. Они настолько ее поразили, что она раздобыла адрес художницы и стала с ней переписываться. А потом решила навсегда переехать в США.
Женщине, да еще и азиатке, плохо знающей язык и не имеющей связей в то время пробиться было практически невозможно. Но она была полна решимости и очень много работала. Создавала скульптуры из ткани в горошек, покрывала предметы интерьера и одежду мягкими отростками из ткани, строила инсталляции и зеркальные комнаты, создающие иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов, делала коллажи и фотоколлажи и сняла короткий авторский фильм.
Джорджия О’Кифф в результате помогла Яёи, познакомила ее с арт-дилером Эдит Хальперт, которая взяла ее под свое покровительство. В 1959 году состоялась первая персональная выставка художницы в Нью-Йорке, которую похвалил критик журнала ARTnet Дональд Джадд.
Горошек из галлюцинаций стал визитной карточкой Яёи. Безумные наряды, провокационные перформансы принесли ей известность, но не обогатили. Основными источниками дохода для нее были ее журнал и магазин, денег не хватало.
1973 году здоровье ухудшилось, и она вернулась в Японию. Подлечившись, она стала арт-дилером, начала продавать работы западных художников. Но в том же 1973 году грянул нефтяной кризис, за ним последовала рецессия, уничтожив в Японии арт-рынок.
В 1977 году Яёи добровольно легла в клинику из-за синдрома навязчивых состояний. Там она написала несколько поэтических сборников и романов, некоторые из них были отмечены наградами.
В Америке о ней забыли. Но в конце 1980-х и начале 1990-х состоялись ретроспективы, которые возродили интерес к ее работам. В 1993 году она представляла Японию на Венецианской биеннале. А потом снова в 1998 и 1999 годах. Стали открываться ее выставки в разных странах. К началу 2000-х она стала обладательницей множества престижных наград в области искусства и литературы, в 2006 стала первой женщиной Японии, получившей Императорскую премию.
Сейчас Яёи находится в психиатрической клинике, но продолжает работать. Она признана одним из лидеров американского авангардного движения, прародителем минимализма и является одной из самых дорогих ныне живущих художниц.
Не знаю как вы, а я под впечатлением. Невероятная судьба и трудолюбие. Это я еще не все интересные факты охватила. Я собрала небольшую подборку ее работ в галерею, листайте, пожалуйста:
Кики Смит
Кики — американская художница, скульптор и график. Она младше Яёи, ей 68 лет. У нее не такая впечатляющая биография, но есть свои достижения и почитатели.
Кики родилась в Германии, но росла в США. Семья у нее была творческая: отец Тони Смит был скульптором, а мать Джейн Лоуренс Смит оперной певицей. Искусством она заинтересовалась в юности, когда помогала отцу создавать картонные модели его будущих скульптур.
В 1974-1976 годах она училась в Школе искусств Хартфорда, но не доучилась — уехала в Нью-Йорк. В нем и живет до сих пор.
В конце 1970-х годов художница находилась под влиянием Луизы Буржуа, Евы Гессе и Нэнси Сперо и участвовала в работе художественной группы Colab. Еще она занималась печатью на тканях, как скульптор работала с бронзой, стеклом и рисовой бумагой.
В работах Кики большое место отводится социальной проблематике. Например, когда от СПИДа умерла ее сестра, она создала работу «Игра времени»: 12 наполненных кровью стеклянных сосудов, вмонтированных в колоду с подписью: «12 пинт крови из человеческого тела. Где-то так». На тему абортов была создана бронзовая статуя, изображающая женскую матку.
В начале 1990-х она стала создавать человеческие статуи, отражающие... скажем так, жизнедеятельность тела. В общем вам не понравится. Но, к счастью, в конце 1990-х она переключилась на темы природы, космоса, сказочных миров и животных. Надеюсь, что мозаика для станции будет посвящена именно таким сюжетам.
С 2012 года Кики является членом Американской академии искусств и наук. Собрала некоторые ее работы в галерею, листайте:
Мне лично будет интересно увидеть мозаики. А вам?
Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)