"Каждому психологу надо найти своего клиента!" - слышали об этом???
Мы чаще можем встретить обратное утверждение о том, что клиенту важно найти своего психолога.
Да, это так.
Но и психологу важно найти своего клиента.
В обоих вариантах не будет результата, если не будет взаимного совпадения.
В терапии формируются терапевтические отношения.
Это про доверие, про поддержку, про понимание и про уязвимость.
Часто психолог для клиента - единственный человек в мире, который его поддерживает и понимает, принимает и даёт ему уверенность, с которым клиент говорит час в неделю о себе и много часов в своей голове ( часто слышу такую информацию от своих клиентов).
И чтобы сформировать такие отношения, психологу или психотерапевту надо прислушиваться к себе и своим ощущениям.
1) Во время работы с клиентом;
2) После работы с клиентом
3) Ответить себе на вопрос:
"Это точно мой клиент? Я смогу ему помочь?"
Так устроено поле в терапевтических отношениях, что ваш четкий ответ себе о клиенте, считается им даже на расстоянии.
И при обоюдном совпадении психолога и клиента, работа будет точно качественной.
Разной, сложной, быстрой или долгой, но точно качественной.
Почему же психологу или психотерапевту не подходит клиент?
Рассмотрим некоторые из вариантов.
#Не совпадают взгляды на базовые принципы у клиента и психотерапевта. В этом случае специалисту показана личная терапия.
Пример: ко мне на терапию пришла молодая женщина после странной семейной терапии. Ситуация давняя, не связана с сегодняшней миграцией. Муж решил переехать работать на Мальту. А его жена не хотела этого. На этом фоне скандал стал регулярной частью общения между супругами и чтобы договориться, они и нашли семейного психолога.
Как только специалист услышала проблему данной пары, она сказала такие слова: " Вы нормальная? Муж вас хочет вывезти из этой....( там было не приличное слово), а вы сопротивляетесь!"
После этого раза моя клиентка не пошла больше к этому психологу, но муж получил такую поддержку от психотерапевта, что стал называть мою клиентку не нормальной, был категоричен в своем решении.
В результате пара развелась.
Здесь специалисту важно было бы не проявлять свое желание и заинтересованность на переезд, не поддерживать кого то одного, что логично в семейной терапии, а разбираться в причинах не желания со стороны жены.
# Личные травмы у специалиста.
В этом случае, попадая раз от раза при работе с клиентом в свою травму, специалист будет раниться. И не сможет быть объективным и свободным в работе.
Опять же, в этом случае показана личная терапия для специалиста.
Пример: клиентка каждый раз рассказывает о своих отношениях с женатым мужчиной. А психолог в данный момент жизни разводится со своим мужем как раз из за измены. И проваливаясь в свою травму, ранится об информацию клиентки. Осознавая , что она не может абстрагироваться от своей жизненной ситуации, психотерапевт рекомендует клиентке обратиться к другому специалисту.
# Категоричное не согласие с какими то аспектами в жизни клиента.
И в этом случае специалисту показана личная терапия.
Пример: специалист усиленно рассказывает клиентке, что посуду мыть надо. И что какая она женщина, если не хочет мыть посуду.
" Вот я очень люблю мыть посуду, это меня успокаивает. Стоишь себе и какие то мысли в голове - релакс просто!" - говорит психотерапевт своей клиентке.
Или ещё пример: психотерапевт говорит на групповой терапии:" Зачем учить английский язык?! Тратить на это время. Я вот жду , когда придумают ракушку. Вставил в ухо, и она все переводит !"
На комментарий участника группы о том, что сейчас все учат английский, специалист однозначно говорит :
" Бессмысленно и не разумно, лучше книгу почитать!
# Использование в речи не нормативной лексики.
Пример: И клиент, и психотерапевт при первичном знакомстве могут не понять друг друга. Один использует идиоматические выражения, а другой это не принимает. Категорически не принимает.
# Какие то индивидуальные особенности во время терапии.
Пример: жена моего клиента, со слов клиента, пошла на терапию к специалисту домой. Он работал дома. В одной комнате работа с клиентами, а в другой комнате бегали дети, жена что то с ними обсуждала. И клиентка на середине сессии встала и ушла.
Здесь явные проблемы с границами у специалиста.
Все та же рекомендация - личная терапия.
Описаннве мной примеры, с одной стороны, как раз подчёркивают идею о том, что клиенту важно найти Своего психолога.
Но мне бы хотелось, как раз, подсветить этими ситуациями вот какую идею.
Специалисты , которые оказывают психологическую помощь, должны осознать: им сложно оказать помощь в таких или похожих случаях.
Потому что качество этой помощи будет отсутствовать.
Поэтому и обращаю внимание на ситуацию с другого ракурса: специалисту не подходят такие Клиенты.
Клиенты приходят в состоянии не осознанности, отсутствии знаний о том, как формируются внутри нас психические и психологические процессы.
Для специалистов важно быть в осознанности и в понимании , что он в каждом конкретном случае может оказать психотерапевтическую помощь.
И если клиент не ваш - не удерживайте его.
Пусть лучше он найдет своего психолога и сможет решить свою проблему.
Чем ещё больше провалится в свои травмы, поранится и разуверится во всех специалистах: психологах и психотерапевтах.
И как же приятно работать, когда есть взаимность в терапевтических отношениях.
Думаю, вы знаете об этом)))
Автор: Светлана Анатольевна Гулинская
Психолог, Семейный терапевт онлайн-психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru