Вы никогда не задумывались о том, насколько сложная у хищника жизнь? Жертву надо не только найти, выследить, подкараулить или догнать. Самое главное, что сблизившись с ней, её надо добыть, то есть эффективно умертвить. Эффективно, это значит, во-первых, быстро, а во-вторых, без ущерба для себя, то есть так, чтобы она не причинила самому хищнику никакого, даже минимального вреда. Ведь для живущего в дикой природе животного опасной может быть любая, даже не очень серьёзная рана. Такие травмы, как повреждение костей, крупных сосудов, разрыв брюшной стенки, как правило, несовместимы с жизнью. Но опасны и достаточно легкие раны, влекущие за собой разрыв мышц и сухожилий, повреждение кожных покровов с обнажением подстилающих тканей. У диких животных нет ветеринарных клиник, никто не сделает им инъекцию антибиотиков, не обработает антисептиками рану. Проникновение бактерий и последующее заражение может вывести их из строя и, в конце концов, привести к гибели.
Мне могут возразить, что такие хищные млекопитающие, как волки, медведи, росомаха, большие кошки (тигры, львы, леопарды), которые охотятся на крупную добычу, нередко превосходящую их по размерам, от природы хорошо вооружены и приспособлены к такой деятельности. Но это не отменяет рисков при плотном, с минимальной дистанцией контакте с крупными, а нередко также неплохо вооруженными жертвами. Рога полорогих, копыта лосей и оленей, также как их рога в брачный период – могут быть серьёзным и грозным оружием. Что же касается клыков кабанов, то это вообще супероружие, позволяющее наносить глубокие рваные и резаные раны.
То есть, даже при поверхностном взгляде можно понять, что хищники, добывающие достаточно крупных, соразмерных им, или даже большего размера животных, довольно сильно рискуют. Как же удается им минимизировать эти риски?
Прежде чем углубляться в эту тему, я вынужден остановиться и сделать некоторые пояснения. Гибель животных в природе от когтей и зубов хищников - необходимое условие существования хищных животных. Как правило, это осознаётся всеми вполне адекватными людьми и нареканий не вызывает. А вот способы добывания, используемые хищниками, могут быть квалифицированы как акты жестокости, их демонстрация или описания могут быть ограничены или заблокированы. В Интернете есть немало видео, где момент нападения, например стаи гиеновых собак, муарится, что не позволяет понять охотничьи приёмы на самой последней стадии охоты этих хищников. Но ведь это просто естественно-научная информация, которая не должна иметь никакой морально-нравственной нагрузки! Это жизнь дикой природы и если мы хотим глубже понимать её, то не должны вводить никаких ограничений и оценок с позиции человеческой морали.
Предлагаю рассмотреть эффективность охотничьих приёмов двух хорошо известных нам крупных хищных млекопитающих – бурого медведя и серого волка. По следам волчьих стай в молодости я прошёл не одну сотню километров на лыжах, не раз встречал и распутывал следы их охот. Об охотничьих приемах медведя я также имею представление на основе личного опыта при расследовании фактов нападения этого зверя на домашних животных. Немало бесценных сведений о медведе и его охотничьих приемах сообщил мне старший товарищ и мой наставник по охоте, старший охотовед Костромской охотничьей инспекции, Борис Иванович Мясников, всю жизнь занимавшийся изучением этого зверя. Кроме того, в статье использованы материалы из научных статей и монографий зоологов и охотоведов об этих хищниках.
Начать следует с раннего, по сути, ещё детского периода их жизни, когда закладываются основы дальнейшего поведения животного, да и человека тоже. Недаром же сказано: «все мы родом из детства».
В предыдущей статье я рассказывал о парадоксальности медведя, выражающейся в том, что этот мощный и хорошо вооруженный хищник по типу своего питания в основном вегетарианец, во всяком случае, в начальный период своей жизни.
Среди инстинктивных программ, что получает медвежонок при рождении, имеется одна, запрещающая ему контакт с любым крупным живым объектом. Её смысл – за счет страха перед такими объектами уберечь медвежонка от возможной агрессии со стороны взрослого медведя-самца, для которого медвежонок может быть законной добычей. Но эта же программа, фактически, запрещает молодым медведям охотиться до достижения ими определенного уровня взрослости!
Вот потому медвежонок боится и лося, и кабана, и человека, ну и конечно же, представителей своего вида, кроме членов своей семейной группы, куда кроме него, входит мать-медведица, а также братья и сестры, если они у него есть. При попытке матери охотиться, медвежата в ужасе залезают на деревья, в процессе охоты никак не участвуя!
Поэтому медвежата в семейной группе не получают необходимые для охоты опыт и знания, а охотничьи приемы вырабатывают каждый для себя сам, по мере взросления и возмужания, чаще всего на основе своего первого удачного опыта. Именно по этой причине охотничье поведение взрослых медведей столь различно даже в пределах одной местности.
В отличие от медведей, волки проходят школу длительного обучения охоте в составе родительской стаи-семьи. Молодой волчонок, ещё в логове познавший вкус сырого мяса, сначала в виде отрыжки, которую в своём желудке приносил отец-волк, а потом в виде некрупных животных, также принесенных родителями, постепенно начинает сам добывать животных мелкого и среднего размера. В дальнейшем, участвуя в охоте стаи на крупные объекты, он сначала наблюдает, как, куда и насколько эффективно наносят укусы матёрые волки и переярки, его старшие братья и сестры. И только достаточно повзрослев и возмужав, начинает делать это сам. Но, в отличие от медведя, делает это на основе предъявленных ему примеров, активно усваивая чужой опыт. В составе стаи, допущенные им ошибки легко корректируются старшими, а он получает бесценный собственный опыт, постепенно усваивая, что и как надо правильно делать.
Для вдумчивых читателей, стремящихся действительно понять действия хищников, могу предложить вот такой мысленный эксперимент. Попробуйте поставить себя на место волка, хотя бы на несколько секунд ощутить себя в его шкуре! Представили? Ну вот, теперь вы – волк! Взгляните на себя. У вас есть четыре сильные лапы с довольно тупыми короткими когтями, но они предназначены исключительно для бега и, если нужно, копания земли. Наносить ими какой-либо существенный ущерб добыче вы не можете. Совсем! Зато у вас есть мощные челюсти с острыми клыками и режущими хищными зубами, расположенными попарно по бокам волчьей пасти. Это специфически модифицированные зубы, свойственные хищным млекопитающим. Хищные или хищнические зубы - это четвертый верхний премоляр (предкоренной) и первый нижний моляр (коренной). Смыкаясь, они взаимодействуют, как лезвия ножниц, разрезая мышцы, шкуру и связки. Считается, что хищники используют их в основном при разделке добычи, отделяя, а вернее, отрезая с их помощью куски мяса, но они участвуют и в волчьей хватке, если волку удается сделать глубокий захват тканей. Выделяясь по уровню из зубного ряда, длинные клыки, так же как точно смыкающиеся хищные зубы, не позволяют хищникам, (за исключением медведя) совершать боковые жевательные движения, перетирая пищу. Но мясная еда этого и не требует, куски мяса и без пережёвывания довольно быстро растворяются желудочным соком.
Клыки волка – его главное оружие, позволяющее наносить глубокие проникающие раны. Не меньшее значение имеет травмирующее воздействия от сжатия челюстей. Попавшая между ними мышечная ткань превращается в сплошной кровоподтек, словно сжатая мощными тисками. Волчья хватка может сопровождаться сильным болевым шоком жертвы.
Но для того, чтобы схватить жертву, волк должен максимально с ней сблизиться. То есть, представив себя волком, вы должны представить, как вцепляетесь в жертву собственными зубами! А этот огромный лось, которого вы догнали, покрыт толстым слоем грубой шерсти, растущей на крепкой шкуре, скрывающей мощные мышцы. Надеюсь, вы поняли, что прорваться через эти слои в любом месте тела крупного зверя, с тем, чтобы нанести ему существенный ущерб, не так-то просто!
Как же свалить или даже просто остановить его, имея в своем распоряжении только зубы? При том, что весит он раз в десять больше, волка? Не очень крупную добычу, такую как овца, косуля или собака, волк хватает за горло. Но у лося горло хорошо защищено не только грубой шерстью и крепкой шкурой, но и мощными мышцами шеи. Да, в шее лося проходят крупные сосуды, но опять же, скрытые под слоем толстых мышц. Также мышцами защищены трахея и пищевод. Да и схватить сбоку за горло бегущего лося практически невозможно.
Что же касается атаки на этого мощного зверя спереди, как нередко рисуют художники, схваток лося с волками никогда не видевшие, то это вообще самоубийственно для волка. И дело совсем не в том, что впереди у лося есть острые рога. Ведь рога есть только у самцов и опасны они лишь в период гона, в сентябре-октябре, носят их лоси максимум до января, теряя затем за ненадобностью. А теряют потому, что рога не предназначены для обороны от хищников, это оружие турнирных боёв, которое самцы используют в столкновениях друг с другом, заявляя свои права на самку.
На самом же деле, атака на лося спереди опасна потому, что именно в этом секторе действует его самое грозное оружие – острые копыта передних ног. Причем удар передней ногой у лося особый, это не простое лягание, как у лошади или коровы. Лось выбрасывает вооруженную острым копытом ногу прямо вперед, это удар колющий, как копьём или штыком, который труднее всего отразить.
Именно удара передних ног лося боятся волки, поэтому спереди они его не атакуют. Лось может нанести мощный стремительный удар одной или даже двумя передними ногами, вставая на задних. И если этот удар достигнет цели, то легко может сломать относительно тонкие кости носа и верхней челюсти, или обеспечить перелом рёбер. Раскроить волчий череп, как иногда пишут некоторые авторы, лосиное копыто, конечно же, не может, поскольку крепостью стали оно не обладает, а нанести урон черепу волка может разве что топор. Все, кто видел голову волка или держал в руках его череп, это подтвердят.
А вот лягаться задними ногами, как лошади или некоторые олени, лось не может. Дело в том, что лось – животное карикатурно длинноногое, и это неспроста. Он лесной снегоход, легко шагающий по сугробам и лесным завалам. Преодолевать большие расстояния на таких ходулях, так же как выбрасывать их назад в целях обороны, для лося весьма проблемно. Поэтому, ни к длительному бегу, ни к ляганию он не приспособлен.
Без сомнения, сила челюстей волка такова, что он может вцепиться почти в любое место на теле лося и повиснуть на нем, удерживаясь за счет силы челюстей и вонзившихся в мышцы клыков. Описаны случаи, когда на лосе одновременно висело до пяти волков! Но свалить его они не смогли. Лось продолжал бежать, стараясь продираться сквозь густые заросли, прижимаясь к стволам деревьев, отдирая от себя волков и, в конце концов, освободился от них.
Ну так вот, сейчас вы тот самый волк, который догнал лося, но из оружия у вас только собственные зубы. Пусть даже это длинные и острые волчьи клыки, а также хищные зубы, способные очень эффективно резать как шкуру, так и мышцы. Вооруженные такими зубами челюсти волка способны сжиматься с огромной силой.
Но чтобы эффективно применить их, необходимы знания, полученные из наблюдений за собратьями и отработанные на собственном опыте. Вы должны сделать хватку по такому месту, от укуса которого у зверя возникнет болевой шок и ему придется остановиться или хотя бы перейти на шаг. И вы уже поняли, что место это совсем не горло!
Бегущий лось беззащитен сзади. С этой стороны у него есть уязвимое и слабо защищенное место, покрытое не очень толстой шкурой с короткой шерстью. Это задняя поверхность бедра и расположенная рядом промежность. Но совершить мастерский бросок и нанести укус по этому месту способен лишь очень опытный зверь. Обычно при охоте стаи это делает матёрый самец. Болевой шок у лося при укусе за эти места настолько силён, что вскоре он переходит на шаг, а то и вовсе останавливается. При этом у стоящего или медленно идущего лося становится доступным совершенно убойное и слабо защищенное место, которое волку трудно атаковать на бегу, но вполне досягаемое, когда зверь стоит. И это снова не горло!
Впереди задних ног лося, между бедром и последними ребрами грудной клетки, брюшная стенка не отличается толщиной. Этот уязвимый участок относительно невелик. Впереди него – покрытые шкурой ребра, хорошо защищающие органы грудной полости, позади - мощные мышцы бедра. В этом промежутке у копытных довольно тонкая шкура с короткой шерстью и весьма тонкая брюшная стенка. Волк, используя свои клыки и хищные зубы, способен порвать здесь брюшную стенку вместе со шкурой, что приводит к выпадению петель кишечника, сильному кровотечению и быстрой гибели зверя.
Такова общая схема эффективной атаки волка на крупную добычу. Практически также охотятся на копытных и африканские дальние родственники волка – гиеновые собаки.
Посмотрим теперь, как добывает себе мясо медведь. Представить себя медведем человеку проще, хотя бы потому, что у этого зверя имеются вооруженные длинными острыми когтями передние лапы, манипулировать которыми он может почти также, как мы руками. Именно лапами он наносит первый, очень сильный и зачастую, решающий удар. Известно, что сила удара медвежьей лапы достигает полутора тонн!
Крупного зверя (лося, кабана) медведь бьёт лапой и тут же вцепляется зубами в холку или в шею, удерживая жертву двумя лапами с боков, как бы оседлав её, но задние лапы при этом обычно находятся на земле. Навалившись на жертву, медведь старается свалить её с ног. Если ему это удаётся, делает мощные укусы в голову и шею, вследствие чего жертва погибает от черепно-мозговых травм и кровотечения из разорванных сосудов.
Выводы из всего этого можно сделать такие. Волк значительно меньше своих жертв. Компенсируется это, также как у гиеновых собак, социальностью волков, то есть за счет охоты стаей. Оружие волка – только зубы. Первые укусы наносятся в наиболее уязвимые и чувствительные места, зачастую с хирургической точностью. Именно один или два мастерских укуса по месту останавливают бегущего лося. Но этому мастерству надо учиться! Искусство нападения на крупную добычу волчонок постигает довольно долго, иногда до трех лет живя в родительской стае-семье. Мелких и средних животных волк обычно берёт за горло. Крупных старается остановить укусом настолько болезненным, что он вызывает болевой шок (представьте, что бы с вами было, если бы вас за промежность укусили!). А дальше волки добивают остановленное животное, разрывая брюшную стенку. Здесь могут быть варианты, но исключения лишь подтверждают правила.
Медведю, при его силе и мощи, нет особой необходимости обучаться и осваивать приёмы нападения. Этот хорошо вооруженный и сильный зверь живёт и охотится в одиночку, справляясь один на один даже с крупной добычей. Поскольку сокрушителен каждый удар и укус медведя, то особая хирургическая точность ему не нужна. Удар лапой по грудной клетке ломает ребра, удар по позвоночнику приводит к переломам позвонков и разрыву связок. В ряде случаев при атаке медведя просматривается стремление кусать жертву за голову. Это связано с тем, что медвежьи клыки могут пробить тонкие кости черепа (например, височную), нанеся проникающие черепно-мозговые травмы, а это, как мы понимаем, быстро обездвиживает жертву. Но обычно медведь всё же не выбирает особо место воздействия, ему важнее жертву сбить с ног, повалить, используя свой вес и медвежью хватку. То есть его задача – с первого удара нанести максимальный ущерб, быстро его развить следующими ударами и укусами. При нападении на человека медведь обычно не встает на задние лапы, а на бегу бьет передней лапой сбоку наотмашь.
Это информация для тех, кто интересуется природой и хочет знать, что в ней происходит на самом деле.
Прокрутите, пожалуйста, текст до рекламы!
Читайте старые статьи на канале, ведь информация о природе не стареет!
Не забудьте ставить лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии, распространяйте через соцсети, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу!