Найти в Дзене
Психолог и Я

Почему дети врут и нормально ли это?

Обычно дети начинают лгать в дошкольном возрасте, в возрасте от двух до четырех лет . Эти преднамеренные попытки обмана могут беспокоить родителей, которые опасаются, что их ребенок станет социальным девиантом размером с пинту. Но с точки зрения развития, ложь маленьких детей, не вызывает беспокойство. На самом деле, ложь часто является одним из первых признаков того, что у маленького ребенка развилась « теория разума », то есть осознание того, что другие могут иметь разные желания, чувства и убеждения по отношению к нему. Когда ребенок обманчиво заявляет: «Папа сказал, что я могу съесть мороженое», он использует это знание чужих умов, чтобы привить ложные знания. Хотя ложь сама по себе может быть социально нежелательной, способность знать, что думают и чувствуют другие, является важным социальным навыком. Как меняется ложь с возрастом Первая ложь маленьких детей часто более забавна, чем эффективна . Представьте себе ребенка, который утверждает, что не ел торта, пока у него еще набит р
Оглавление

Обычно дети начинают лгать в дошкольном возрасте, в возрасте от двух до четырех лет . Эти преднамеренные попытки обмана могут беспокоить родителей, которые опасаются, что их ребенок станет социальным девиантом размером с пинту.

Но с точки зрения развития, ложь маленьких детей, не вызывает беспокойство. На самом деле, ложь часто является одним из первых признаков того, что у маленького ребенка развилась « теория разума », то есть осознание того, что другие могут иметь разные желания, чувства и убеждения по отношению к нему. Когда ребенок обманчиво заявляет: «Папа сказал, что я могу съесть мороженое», он использует это знание чужих умов, чтобы привить ложные знания.

Хотя ложь сама по себе может быть социально нежелательной, способность знать, что думают и чувствуют другие, является важным социальным навыком.

Как меняется ложь с возрастом

Первая ложь маленьких детей часто более забавна, чем эффективна . Представьте себе ребенка, который утверждает, что не ел торта, пока у него еще набит рот, или обвиняет домашнюю собаку в том, что она рисует на стене. Маленькие дети могут знать, что могут обмануть других, но у них еще недостаточно изощренности, чтобы делать это хорошо.

До восьми лет, дети часто выдают себя, когда лгут. По мере того, как дети становятся старше и у них развивается способность видеть перспективу, они все больше способны понимать виды лжи, которые будут правдоподобны для других. Они также становятся лучше в поддержании лжи с течением времени.

Хотя исследования, в которых оценивается частота лжи среди детей и подростков, проводятся редко, подростки особенно склонны лгать родителям и учителям о вещах, которые они считают своим личным делом.

Читая короткие сценарии, в которых главный герой лгал своим родителям, подростки также, вероятно, считали ложь приемлемой, если она должна была помочь кому-то или сохранить личную тайну, но не для того, чтобы причинить кому-то вред или навредить.

Является ли ложь поводом для беспокойства?

Несмотря на свою распространенность, ложь среди детей редко вызывает беспокойство. Важно помнить, что многие взрослые тоже лгут – иногда во благо, как в случае с ложью во благо, защищающей чьи-то чувства, а иногда во зло. Хотя оценки разнятся, исследование показало, что около 40% взрослых сообщили о том, что лгали за последние 24 часа.

В некоторых случаях хроническая ложь может стать причиной беспокойства, если она возникает наряду с другими формами неадаптивного поведения. 

Ложь помогает детям развиваться

Ложь является нормальным с точки зрения развития, и является важным признаком развития других когнитивных навыков.

Если ложь носит постоянный характер и мешает ребенку эффективно функционировать в повседневной жизни, стоит проконсультироваться со специалистом по психическому здоровью или врачом.

Но в других ситуациях помните, что ложь — это всего лишь один из способов, которым дети учатся ориентироваться в социальном мире. Открытые и теплые дискуссии о том, как говорить правду, в конечном итоге должны помочь уменьшить количество детской лжи по мере ее развития.