Ох, уж эти современные мамки! Растят детей во вседозволенности и дают им грязь всякую облизывать! И что потом из таких детей вырастет? Не говоря уже о том, как это опасно и вредно для здоровья...
Примерно такие комментарии я получала, когда упоминала, что позволяю дочке везде ползать и изучать пространство. На самом деле, «везде» — понятие относительное, а свобода перемещения и вседозволенность — понятия абсолютно разные. Я категорически против того, чтобы держать детей в манежах и стерилизовать все поверхности, с которыми они соприкасаются. Для правильного физического и умственного развития ребёнок должен всё пощупать, попробовать на вкус, почувствовать разницу между «холодно» и «горячо», «мягко» и «жёстко», «легко» и «тяжело». Ребёнок должен сколько-то раз удариться головой об угол или упасть, чтобы почувствовать границы своего тела. Наконец, ребёнок должен нализаться всякой грязи, чтобы наработать иммунитет. Да, именно с таких примитивных вещей начинается развитие человека, и препятствовать этому значит обрекать ребёнка на определённые проблемы или особенности поведения в будущем.
Какие? Например, человек всю жизнь будет передвигаться, как слон в посудной лавке: врезаться в косяки, падать на ровном месте и получать бытовые травмы. Или, наоборот, будет пытаться удовлетворить потребность в познании границ своего тела через экстрим — гонки на мотоциклах, прыжки с парашютом и прочее. С психологической точки зрения может сформироваться дикая неуверенность в себе, боязнь всего нового, не говоря уже о базовом недоверии к родителям, которые «всё запрещают». Конечно, я сейчас говорю о крайностях, которые в чистом и концентрированном виде в жизни присутствуют редко. Зачастую у человека просто формируется некая особенность поведения, которую объясняют тем, что «он таким уродился». А иногда человек и вовсе не осознаёт, что у него эта особенность есть, и винит в неудачах что-то или кого-то ещё.
На своём личном примере я наблюдаю следующее: я частенько врезаюсь в косяки, бьюсь коленками об углы и роняю предметы. Примерно в 20 лет, когда я съехала от родителей и стала жить одна, я начала записываться на всякие полуэкстремальные кружки и активности: конный спорт, капоэйра, сноуборд. Меня всегда тянуло лазить по деревьям, гонять на велосипеде, бить какие-то физические рекорды. При этом в эмоциональном плане мне сложно начинать что-то новое и выходить из зоны комфорта: после окончания университета я ни разу не меняла место работы, хоть и получала повышения по должности.
До того, как у меня родилась дочь, я думала, что «я просто такой человек». А потом мы стали разговаривать с мамой про моё детство, и оказалось, что в младенческом возрасте мама оставляла меня сидеть на одеялке 100х100 и не разрешала ничего брать, кроме выданных игрушек. Сейчас невозможно определить, то ли я такой смирной уродилась, то ли мама настолько хорошо меня запугала. Я склоняюсь ко второму, потому что в сознательном возрасте на любые мои начинания мама давала одну и ту же реакцию: «Нет! Нельзя! Да зачем тебе это надо?»
В общем, я решила растить дочку иначе, но это не значит, что у нас дома абсолютная вседозволенность. Кое-что в нашем быте мне пришлось поменять в целях безопасности и где-то установить чёткие границы. Вот что я сделала:
1) убрала с нижних полок все стеклянные предметы;
2) убрала с нижних полок все чистящие и гигиенические средства, всю химию;
3) убрала мусорное ведро в закрывающийся ящик;
4) убрала уличную обувь в закрывающийся ящик;
5) убрала из зоны досягаемости все мелкие предметы, которые можно случайно проглотить;
6) убрала лекарства в верхние ящики;
7) стараюсь пылесосить хотя бы через день и обязательно мою полы раз в неделю парошваброй;
8) не позволяю приближаться к унитазу;
9) не оставляю зарядные устройства в розетках с торчащими шнурами;
10) не подпускаю к коврику для обуви.
Большую часть времени дочка находится рядом со мной и пока не предпринимает попыток уползти из моего поля зрения. Первое время я пристально следила за ней, чтобы понимать, откуда ждать опасностей, но сейчас уже более или менее приноровилась. Конечно, не обошлось без неприятных сюрпризов: в одном месте Лида оторвала кусок обоев, в другом — отковыряла плинтус, в третьем — потянула за отклеивающуюся поверхность ножки стола.
Сложность ещё в том, что мы живём на съёмной квартире, и здесь много каких-то неприятных мелочей, с которыми ничего не поделаешь. Например, у кухонного гарнитура очень острые края, об которые даже я сама временами царапаюсь. В одном месте рядом с полом газовая труба обмазана какой-то фигнёй, похожей то ли на жвачку, то ли на мокрый песок — вероятно, это какой-то герметик. Нижние петли на межкомнатных дверях, как оказалось, смазаны машинным маслом, которое до конца не просохло. В общем, взрослый человек это особо не заметит, а если и заметит, то будет просто обходить стороной. А вот с маленьким ребёнком в квартире сделать это куда сложнее.
Тем не менее, я справляюсь, а Лида получает огромные возможности для развития. Мне не приходится включать ей мультики, пока я готовлю или убираюсь: она с удовольствием грызёт в это время какой-нибудь пластиковый контейнер или кухонную поварёшку, облизывает батареи, стучит по стеклу в балконной двери и т.п. Пока что она ещё не научилась открывать ящики и всё оттуда доставать, но, когда это произойдёт, я планирую создать несколько «запретных зон», чтобы тренировать границы дозволенного.